С прошлого года в России работает Система быстрых платежей: с ее помощью граждане могут оплачивать товары и услуги по QR-коду и переводить деньги по номеру телефона в разные банки. Перечисления до 100 тысяч рублей в месяц бесплатны, то есть комиссия за них не взимается. Но есть у быстрых переводов и подводные камни. Рассказываем о них.
Нельзя оспорить транзакцию
Судя по поисковым запросам, россияне довольно часто переводят деньги не туда — ошибся одной цифрой в номере карты, и деньги уплыли в неизвестном направлении. Если в течение суток с момента транзакции связаться со своим банком и написать заявление на возврат средств, есть шанс отменить ошибочный перевод, особенно если он был совершен в рамках одного финансового учреждения. С появлением Системы быстрых платежей, когда по номеру телефона можно перевести деньги в разные банки, вернуть деньги стало сложнее. Читательница АиФ.ru Кристина Ш. ошиблась в одной цифре номера подруги и перевела 1500 рублей другому человеку в другой банк. В ее финансовой организации развели руками: если бы операция была совершена внутри банка (клиентами которого являются Кристина и ее подруга), средства были бы компенсированы.
Граждане могут опротестовать и оплаченную карточкой покупку, если, например, продавец не отправил товар или по карте была проведена мошенническая операция. Такая процедура называется чарджбэком: покупатель обращается в финансовую организацию с просьбой вернуть деньги, банк проводит проверку, и, если выясняется факт мошенничества со стороны продавца, с его счета списываются деньги в пользу покупателя.
С быстрыми переводами чарджбэк не работает. Как рассказали РБК представители отечественных банков, в Системе быстрых платежей процедуры оспаривания операций при оплате товаров и услуг нет. Но в Национальной системе платежных карт (НСПК) — операторе СБП обещают в ближайшие месяцы запустить возможность урегулирования потребительских споров.
Перевод не на ту карту
Центральный банк насчитал в России более 190 миллионов банковских карт. По данным аналитического центра НАФИ, почти четверть соотечественников имеет более одной карточки. Вот только пользуются граждане не всем «пластиком»: чаще всего оплачивают покупки зарплатными картами, в то время как остальные (кредитные или старые зарплатные) лежат где-нибудь в комоде без дела.
При этом, как правило, все эти карты привязаны к мобильному номеру гражданина. И когда отправитель захочет перевести ему деньги по номеру телефона, он может послать их на карточку другого банка, которой получатель не пользуется. В таком случае ему придется ломать голову, как перевести средства на нужный счет, ведь за перевод денег из одного финансового учреждения в другое обычно взимается комиссия, а банкомата для обналичивания рядом нет. Плюс ко всему, как только на карту, которой не пользуются, упадут деньги, банк тут же может списать часть за смс-информирование или годовое обслуживание.
…или не тому человеку
А бывает, что при переводе по номеру телефона Система предлагает отправить деньги вообще другому человеку. Например, вы хотите вернуть 1000 рублей коллеге Людмиле, а в списке банков получателя обнаруживается некая Елена. Такое возможно, если номер Людмилы когда-то принадлежал Елене (мобильные операторы возвращают в продажу номера неактивных абонентов, если те не звонят/не отправляют смс/не пользуются интернетом от 90 до 180 дней).
Если для перевода по номеру телефона выбрать тот банк, владельцем счета в котором записана Елена, деньги получит она, а не ваша коллега Людмила.
Коварная комиссия
Система быстрых платежей хороша тем, что если переводишь меньше 100 тысяч рублей в месяц, то не платишь за это никаких комиссий. Это неплохая экономия, учитывая, что раньше некоторые финансовые учреждения взимали плату даже за перечисления внутри банка: например, за перевод с карты, зарегистрированной в Москве, на карту, зарегистрированную в Тульской области.
Понятное дело, что из-за участия в Системе быстрых платежей банки теряют деньги, которые раньше зарабатывали на комиссиях, и поэтому сейчас они идут на всевозможные хитрости. Например, одна финансовая организация из топ-10 не подключает клиентов к СБП автоматически, и если они сами не сделают это, то перечислять средства в другие банки будут с комиссией, в рамках собственной системы своей финансовой организации.
Или другая схема: банк запрещает переводы от одного своего клиента другому в рамках Системы быстрых платежей. Такие операции могут совершаться только внутри собственной системы кредитного учреждения. Если сумма переводов превышает, например, 50 тысяч рублей в месяц, то клиент платит комиссию в 1% (даже за внутренние перечисления) или покупает специальную программу за 200 рублей в месяц, позволяющую переводить деньги без дополнительной платы.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть