Примерное время чтения: 13 минут
15363

Личный опыт: как я возвращала свои деньги из рухнувшего банка

Вывеска есть, банка больше нет.
Вывеска есть, банка больше нет. / Надежда Уварова / АиФ

Корреспондент АиФ.ru оказалась в числе тех, кто вызволял свои деньги у застрахованного, но рухнувшего банка.

По величине активов коммерческий банк «Интеркоммерц» занимал 67-ю строчку в рейтинге российских банков. Однако 8 февраля он лишился лицензии. Такое решение было принято в связи с неисполнением организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России.

«Досрочно деньги забрал — процент не потерял»

Многие банки, и «Интеркоммерц» в их числе, стали заложниками экономической ситуации в стране. В конце 2014 года, когда валюта набирала в цене бешеными темпами и народ бросился в финансовые организации за снятием своих вкладов, банкам не оставалось ничего другого, как эти самые вклады попытаться сохранить. Тогда же Центробанк резко повысил ключевую ставку: чем она выше, тем выше процент по вкладам. Банки стали вводить условия, напоминающие аттракцион невероятной щедрости: предлагалось разместить свои кровные рубли под 18, 20, а то и 23 процента годовых. Отток вкладов удалось сократить. Позже Центробанк начал плавно снижать ключевую ставку - а обязательства банков перед вкладчиками, положившими деньги под 20 и выше процентов, оставались. 

«Интеркоммерц» с ярко-жёлтой вывеской и такой же цветовой гаммой в рекламе шёл напролом: помимо того, что предлагался процент 20 годовых, ещё и условия по вкладу были фантастическими: можно было снимать до половины суммы первого взноса, не теряя при этом процент. Неудивительно, что объём денежных средств на вкладах в учреждении приблизился к 65 миллиардам рублей.

Минул год. Ожидая резкий отток капитала из банка, руководство поспешило заманить вкладчиков новым лестным предложением: к тому же условию снятия средств без потери процентов добавился пункт об увеличении ставки для постоянных клиентов. Большинство, в том числе и я, на условия согласились. «А зря, — комментируют сейчас финансисты. — Предлагая разместить вклад под 20 годовых, банк должен заработать на ваших деньгах. Условно говоря, раздавать кредиты под 50 годовых. Кому-то такие условия кредитования подойдут? Нет. Оттого и «лопаются» банки».

«Лишь бы разрешилось»

Вкладчикам «Интеркоммерца» пришлось провести немало ночей с валерьянкой: дело в том, что в коммерческой организации с конца января перестали осуществляться какие-либо операции. Позже ввели временную администрацию, и население вновь не смогло забрать из учреждения свои кровные. К вкладчикам добавились и другие категории пользователей банка, столкнувшиеся с теми же проблемами, — юрлица, а также те, кто платил через него за квартиру или осуществлял иные платежи. Их средства попросту «зависли». Из банка якобы ушли, до адресата не дошли.

Пользователи соцсетей остро отреагировали на проблемы с крупным банком. Создавались форумы, группы и неофициальные сообщества. Люди делились друг с другом соображениями, что же делать дальше, размышляли, когда же наконец ситуация разрешится, банк санируют или же объявят банкротом. Всё свершилось 8 февраля: агентство по страхованию вкладов объявило об отзыве лицензии и предстоящих крупнейших выплатах в истории банковской среды.

Это сообщение ждали тысячи вкладчиков «Интеркоммерца».
Это сообщение ждали тысячи вкладчиков «Интеркоммерца». Скриншот с официального сайта Агентства по страхованию вкладов

«Приходите завтра»

Несмотря на то, что заявления на возврат денежных средств в банки-агенты по закону принимаются в течение года со дня отзыва лицензии, львиная доля вкладчиков устремилась за своими кровными в первый же день. В соцсетях люди рапортовали: «Москва, «Сбербанк». Получил деньги за 20 минут, но перед этим едва отказался от усиленно навязываемого вклада в этом банке»; «Питер, банк «Открытие». Очередь есть, но всё разрешилось за полтора часа, долго работают операционисты». Народ радовался, что отделался малыми нервами.

Банки-агенты, выдающие компенсации, были назначены Агентством по страхованию вкладов в достаточном количестве: известно, что вкладчиков в банке немало. В назначенный день я пришла в отделение банка «Открытие»: так распределили.

Моя выплата назначена АСВ в этот банк.
Моя выплата назначена АСВ в этот банк. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Четыре часа дня. В небольшом отделении не пробиться. Вежливый управляющий сам встречает посетителей у входа. Отвечает на вопросы, но просит прийти завтра: банк работает в субботу до 16 часов. Принято решение о продлении рабочего дня до 19 часов, но всё равно даже уже заполнившие отделение вкладчики не имеют шанса успеть. Пройдут не все: управляющий показывает тетрадь с фамилиями и объясняет: «Утром, перед открытием, началась ужасная давка у дверей. Мы записали очерёдность посетителей, чтобы нормализовать очередь. Электронные талоны решили не применять: по старинке, по записи, так лучше».

Посетители самые разные. Молодая мама покачивает ребёнка на руках. Ей не уступают очередь, но в данной ситуации она и не просит; пожилой мужчина дремлет в кресле в первом ряду; семейная пара средних лет заметно нервничает: они в списке последние. Мне тоже предлагают прийти завтра, но я подстраховалась.

Очередь в первый день выплат была внушительная.
Очередь в первый день выплат была внушительная. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

«Человеческий фактор»

«Я позвонила на горячую линию вашего банка, — говорю я чистую правду управляющему. — Сказала, что я вкладчик «Интеркоммерца», но хочу разместить у вас денежные средства, и мне прислали код и пояснение: меня примут для открытия вклада вне очереди». Молодой человек подтвердил: да, несколько человек записались через интернет. И — о чудо! — через минут 15 я сижу возле оператора, заполняя бесчисленное количество заявлений на возврат.

Моё дело ведёт Наталья, улыбчивая девушка с красными, уставшими от компьютера глазами. Наташа говорит, что живёт и работает она в Екатеринбурге, а в это отделение, в Челябинск, её и ещё одну сотрудницу «бросили на прорыв», переведя на первые пару дней выдачи вкладов. Местные коллеги, справедливо решило руководство, с нагрузкой не справятся.

Наталья выводит и подаёт мне один за другим с десяток листов: заявления, расписки, снова заявления, банковские документы. Я подписываю один за другим. Перевожу, как обещала, некоторую сумму на предложенный ею вклад в банке. За остальными иду в кассу. В принципе, ничего страшного, потеря времени — час двадцать. Но оказалось, всё не так просто.

За своими деньгами люди сидели в очереди по 4-5 часов.
За своими деньгами люди сидели в очереди по 4–5 часов. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Доехав до дома, я интересуюсь оставшимися у меня на руках бумагами. Внимательно читаю договор вклада и вижу: мой адрес напечатан неверно! Звоню подруге в другой банк, она говорит, что ошибка в адресе — это не смертельно, но всё же неприятно и нежелательно. Обжёгшись на «Интеркоммерце», решаю подстраховаться и снова еду в отделение, которое покинула час назад.

Народу меньше не стало. Громко возмущаясь, что она не имеет отношения к «Интеркоммерцу», просит принять её как «свою» клиентку девушка с папкой документов. Управляющий тотчас принимает решение: клиенты банка «Открытие», пришедшие по другим вопросам, принимаются одним операционистом и в порядке отдельной очереди. Моя Наташа занята «клиентом-превышенцем»: явно расстроенный мужчина пытается выудить у неё хоть какую-то информацию, есть ли у него надежда вернуть сумму, превышающую 1,4 миллиона. Девушка сочувствует, даёт какие-то советы. Проходит час. Мужчина наконец уходит.

Стремглав бросаюсь на стул около неё, ожидая возмущённых криков очередников. Нет, люди понимают: раз я не из их списка, значит, у меня другой вопрос. «Человеческий фактор», — говорит мне Наталья. Распечатывает новый договор и почему-то не извиняется.

В соцсетях бывшие вкладчики советуются, как удалось получить деньги и куда их теперь вложить.
В соцсетях бывшие вкладчики советуются, как удалось получить деньги и куда их теперь вложить. Скриншот из социальной сети «ВКонтакте»

Что делать с деньгами?

Крах «Интеркоммерца» вскрыл ещё одну проблему: и в соцсетях, и в очереди на получение вкладов люди размышляют, как сберечь накопленное? Если инвестировать в крупные финансовые проекты не умеешь, если на покупку дома или квартиры не хватает, если инфляция съедает накопленное, а в валюту переводить страшно. Как спасти свои кровные? Унести в другой банк? А если и он прогорит, вновь оказаться в такой ситуации малоприятно. И речь ведь не о сверхприбылях, которые можно разместить в сомнительные проекты, а об отложенных с пенсий и зарплат скромных суммах. Вероятно, кто-то после падения крупных финансовых игроков навсегда останется с идеей хранить накопленное под паркетом или в стеклянной банке.

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах