В Госдуме предложили в 3 раза — до 360 тыс. — увеличить социальный налоговый вычет, сокращающий НДФЛ в связи с расходами на образование и медицину.
На уровне нынешних 120 тыс. руб. в год социальный вычет был установлен больше 10 лет назад. С тех пор стоимость обучения в вузах выросла в 3 раза, а лекарства ежегодно дорожали в среднем на 10%. Очевидно, что государство экономит на вычетах. А что дала бы стране другая политика?
Александр Широв, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН: — Вычеты уменьшают доходы, с которых берётся налог. Если они растут, то сокращается объём налогов, собираемых с населения. Но можно посмотреть на них по-другому — как на способ простимулировать спрос на отдельные товары и услуги. Даже людям среднего достатка трудно оплачивать дорогую высокотехнологичную медицину, а с вычетами они ею воспользуются. Так же — в других отраслях. Вычеты превращаются в инструмент развития экономики и ведут уже к расширению налоговой базы. Именно этой логикой руководствуются в развитых странах, где палитра вычетов очень разнообразна.
С мая 2021 г. возможен упрощённый вычет денежных средств, внесённых на индивидуальный инвестиционный счёт. Идёт подготовка и к автоматизации социальных вычетов. Но только технических решений мало. Чтобы вычеты превратились в стимул для потребления, безусловно, надо увеличивать их размер и количество вариантов. На медицину и образование целесообразно ввести отдельные льготы, разделив единый социальный вычет на несколько отраслевых.
Больше того, вычеты могут стать элементом общественного договора между гражданами и государством, если в будущем наконец будет введена прогрессивная шкала НДФЛ. Чтобы наиболее обеспеченные люди согласились платить больше налогов, правительство должно предложить им через широкую систему вычетов компенсацию за покупку дорогих отечественных товаров или услуг.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции