Во многих развитых странах уже давно сведения о трудовом стаже, местах работы и квалификации граждан находятся не на бумажных носителях, а в электронном виде. С 2020 г. и в России планируется ввести электронную трудовую книжку.
Госдума уже приняла в первом чтении пакет соответствующих поправок. Первый законопроект вносит изменения в Трудовой кодекс, второй – в ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (с 1 января 2020 г. все работодатели должны представлять в информационную систему ПФР сведения о трудовой деятельности работников), а третий – в КоАП (ответственность для работодателей за нарушение сроков представления сведений, недостоверные данные и др.).
Можно ли сохранить бумажный вариант?
В случае окончательного принятия поправок введение электронных трудовых книжек в нашей стране должно начаться с 2020 г. При этом переход к новому формату для людей будет исключительно добровольным и постепенным.
Всем работникам, которые по каким-то причинам захотят сохранить свою бумажную трудовую книжку, надо будет написать заявление своему работодателю до конца 2020 г. и обозначить в нём свою позицию. В этом случае работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию. Если такое заявление не написать до конца 2020 г., бумажную трудовую выдадут на руки. И сведения о трудовой деятельности человека начиная с 2021 г. будут формироваться только в цифровом формате.
Исключением станут только те работники, которые впервые устроятся на работу с 2021 г. У таких людей все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки.
Зачем понадобились перемены?
Большинство россиян давно пользуются интернетом и электронной почтой, в нашу жизнь вошли электронные билеты на поезда и самолёты, онлайн-банкинг, безналичные расчёты в магазинах. Свидетельства о собственности несколько лет не выдаются на бумажном носителе, и многие другие государственные документы скоро перейдут в электронный формат. Понятно, что бумажная трудовая – это тоже рудимент прошлого. Любая неверная запись в названии специальности или должности, ошибка кадровика с печатью или датами выливаются для работников в большие проблемы. А ещё бумажная трудовая может потеряться, сгореть, утонуть… С электронным форматом подобных проблем не случится. Когда все данные о трудовой деятельности человека заносятся в электронном виде, проверяются и потом хранятся в защищённой базе, их невозможно сжечь или утопить. Человеческий и природный факторы сведены к минимуму. При этом получить информацию из электронной книжки для получения кредита, визы или назначения пенсии можно легко и быстро. За электронной трудовой можно следить онлайн и даже сохранять себе на компьютер.
Вопрос – ответ
Если все данные будут храниться в электронной базе, где гарантии, что они будут защищены? А вдруг хакеры получат доступ к базе?
О. Кузин, Тверь
Информационная система ПФР аттестована для учёта и обработки персональных данных высокого уровня. Функцию по ведению персонифицированного учёта пенсионных прав граждан фонд ведёт с 1997 г., то есть накоплен более чем 20-летний опыт работы. Сбой или взлом с последующим изменением или уничтожением данных практически невозможен. Информация фиксируется в распределённых системах хранения, что исключает риск потери данных.
Как будем предъявлять электронную трудовую при устройстве на работу?
Н. Чуев, Кострома
Информация предоставляется работодателю в распечатанном виде или в электронной форме с цифровой подписью. В том и другом случае работодатель переносит данные в свою систему кадрового учёта.
Если я буду увольняться, информация будет фиксироваться только в электронном виде?
Г. Сомов, Ижевск
Нет, при увольнении работодатель будет обязан выдать сведения о трудовой деятельности либо на бумаге, либо в электронном виде (если у работодателя есть такая возможность). В случае сохранения бумажной трудовой книжки данные будут фиксироваться в ней.
Каким стал СНИЛС?
Привычные зелёные карточки СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счёта) больше не выдаются. С 1 апреля 2019 г. вступили в силу поправки в закон о персонифицированном учёте, и теперь информация о СНИЛС предоставляется в виде электронного или бумажного уведомления. Оно включает в себя все сведения, которые были отражены ранее в страховом свидетельстве: фамилию, имя и отчество человека, дату и место его рождения, пол и непосредственно сам номер лицевого счёта. Бумажную версию уведомления можно получить в клиентской службе или управлении Пенсионного фонда России, а также в МФЦ. Электронное уведомление всегда доступно в личном кабинете.
Всем, у кого уже есть на руках зелёная карточка СНИЛС, специально делать ничего не надо. Все ранее выданные страховые свидетельства продолжают действовать, сдавать или менять их не надо. А вот те, кто вновь регистрируется в системе (новорождённые дети, иностранцы и др.), получают уже электронный документ. То же самое касается людей, которые потеряли или испортили свой зелёный СНИЛС. При потере или порче страхового свидетельства восстановлению и обмену оно больше не подлежит. Вместо него застрахованные получат уведомления нового образца.
Кстати
На страховой номер индивидуального лицевого счёта гражданина заносятся все данные о начисленных его работодателями страховых взносах, стаже и др. Также СНИЛС является идентификатором гражданина в системе получения государственных и муниципальных услуг через единый портал www.gosuslugi.ru.
СНИЛС выдаётся всем гражданам, зарегистрированным в системе персонифицированного учёта ПФР, включая детей, неработающих, военных и трудовых мигрантов.