Президент РФ Владимир Путин поручил правительству и ЦБ подумать о возможности компенсации россиянам, пострадавшим от действий финансовых мошенников.
«Правительству РФ совместно с Банком России рассмотреть вопрос о создании механизма выплаты банками и иными кредитными организациями компенсаций клиентам, денежные средства которых были похищены в результате мошеннических действий», — указано в поручении. Конкретных предложений глава государства ждет от премьер-министра Михаила Мишустина и главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной уже к 1 июля.
По данным Банка России, за январь-сентябрь 2022 года телефонные и интернет-мошенники выманили у россиян свыше 10 млрд руб., это на 11% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Только за третий квартал прошлого года доверчивые граждане лишились 3,9 млрд руб. На своем сайте ЦБ размещает описание известных мошеннических схем, финансовые власти регулярно призывают население хранить в тайне свои персональные данные, но пока такое информирование мало помогает.
«Однозначно нужно защищать интересы граждан, пострадавших при банкротстве банков или от недобросовестных действий каких-то обществ, привлекавших деньги от населения, — считает профессор, руководитель департамента страхования и экономики соцсферы Финуниверситета при Правительстве РФ Александр Цыганов. — Например, таких, как уже подзабытые сейчас “Хопер-инвест”, “Русский дом “Селенга” (российские компании, ставшие впоследствии финансовыми пирамидами, от деятельности которых пострадали миллионы людей — прим. авт.) и многих прочих. Здесь есть логика — люди считают, что если у компании есть государственная регистрация, какая-то лицензия, то это проверенное общество и государство несет некую долю ответственности за его деяние. Решение о компенсации пострадавшим от таких юридических лиц необходимо и даже запоздало.
А вот в отношении пострадавших от мошеннических действий несколько сложнее. В этом случае нет прямой ответственности государства, эти случаи относятся скорее к компетенции правоохранительных органов. Нужно провести очень тонкую грань между сферой ответственности государства и дурью отдельных граждан.
Банк России предполагал компенсировать ошибочные денежные переводы, при этом вводилась такая мера, как задержка платежей. Все деньги списывались бы с задержкой в несколько часов. Это тормозило бы развитие бизнеса, но зато у людей появлялось время одуматься, и, в случае необходимости, отозвать платеж, что защищало бы от мошенников. Но временный мораторий эффективен в комплексе с другими мерами, и банки, и страховые компании должны внедрять меры, препятствующие мошенничеству и направленные на сохранение денег добросовестных потребителей финансовых услуг».