Эти и многие другие вопросы читатели задали бизнес-партнёру по информационной безопасности Сбербанка Павлу Головлеву во время «прямой линии» в «АиФ» «Как не стать жертвой интернет-мошенников?».
Пароль — спокойствию король
Существуют ли правила или способы защиты пароля? Как его лучше составлять и где хранить, ведь запомнить его порой просто невозможно...
Ирина С., Благовещенск
— Таких правил несколько. Используйте сложные и длинные пароли. Для их создания и запоминания можно использовать программы — генераторы паролей или технологию «парольной фразы», когда пароль составляется из 2-3 первых букв каждого слова фразы, удобной для запоминания, с добавлением цифр и знаков препинания. Пусть для разных целей у вас будут разные пароли. Чтобы хранить их, используйте специальные программы — менеджеры паролей, а не просто обычный файл в компьютере, бумажку, электронную почту.
Важно обеспечить безопасность вашего устройства. Не устанавливайте сомнительные программы, своевременно обновляйте операционную систему и антивирусную защиту. Не вводите пароль на посторонних устройствах или в незащищенных сетях. Надёжнее всего пользоваться системами, которые предлагают дополнительные одноразовые пароли.
Если я новичок и только начинаю пользоваться онлайн-банком да и другими банковскими продуктами, где я могу получить советы по тому, как обезопасить свои сбережения?
Сергей Кузнецов, Ухта
— Вы можете получить консультации у наших специалистов в отделениях Сбербанка. Вам помогут научиться пользоваться современными сервисами дистанционного обслуживания Сбербанка и дадут совет, как распознать мошенников в Интернете. Также мы настоятельно советуем ознакомиться с разделом нашего сайта, который постоянно обновляется и содержит информацию о том, как сохранить ваши сбережения в безопасности.
Самодеятельность — только для сцены
Я вышла замуж и сменила фамилию, паспортные данные. Большинство документов уже поменяла, только расслабилась и тут вспомнила: а личный кабинет в онлайн-банке? Важно ли изменить информацию в личном кабинете или можно оставить все как есть?
Марина Попова, Санкт-Петербург
— Вроде бы пока у вас всё тихо и спокойно: у вас не украли карточку, не похитили с неё деньги и т. п. — зачем что-то менять? Но если такое произойдёт и вы обратитесь за помощью в банк, вам надо будет пройти идентификацию. А как вы это сделаете, если вовремя не поменяли персональную информацию о себе как о владельце денежных средств? Как можно быстрее обратитесь в офис банка, который вас обслуживает, и именно там, вместе с сотрудником, внесите все необходимые изменения.
Иван С., Уфа
— Используйте только официальные приложения банка, доступные в AppStore, Google Play и Windows Phone Store. Обязательно убедитесь, что разработчиком указан Сбербанк России (Sberbank of Russia).
При этом есть несколько потенциально опасных действий, не связанных с платежами напрямую, но впоследствии способных повлиять на ваш интернет-шопинг самым фатальным образом. Так, мы, как и многие другие банки, не рекомендуем «взламывать» свой телефон, например, через Jailbreak (официально не поддерживаемая компанией Apple операция, позволяющая установить полный доступ к файловой системе устройства, грубо говоря, использовать его, как большую флешку. — Ред.). Такие действия отключают защитные механизмы, заложенные производителем мобильной платформы, что делает ваше устройство уязвимым к заражению вирусным программным обеспечением.
Не рекомендуем использовать смартфон или планшет для доступа к полнофункциональной версии интернет-банка — для этого существуют специализированные приложения с высоким уровнем шифрования данных, которые разработал сам банк.
Подробнее с мерами безопасности при использовании приложения Сбербанка можно ознакомиться на странице >>
Звонок никогда не лишний
У меня произошла такая ситуация. Мне позвонили, представились как Центральный банк Москвы, сказали, что мне положена некая компенсация, попросили продиктовать реквизиты карты для перевода. Оказалось, мошенники — с моей карты пропали деньги. Обращалась в полицию, безрезультатно.
Надежда К., Ставропольский край
— Во-первых, никогда и никому не давайте данные о своей банковской карте, своем паспорте, своих счетах. Сотрудники банка никогда не запрашивают такую информацию, так что просьба продиктовать номер карты, ПИН-код, пароль уже говорит о том, что вы общаетесь, скорее всего, с мошенниками. Если все же вы стали жертвой обмана, то вам необходимо обращаться непосредственно в банк, чтобы проинформировать специалистов о случившемся. К сожалению, скорее всего, банк ничем не сможет помочь в этой ситуации: дело в том, что перевод средств с точки зрения закона осуществлялся по требованию владельца счета. Для того чтобы не попасться на такую удочку, необходимо критично относиться к подобным предложениям. Например, попросить полностью представиться, предоставить паспортные данные и телефон, уточнить, от какого ведомства предполагается компенсация (это сразу покажет вам, скрывает ли ваш собеседник что-либо, путается ли и т. п.), и пообещать перезвонить. А потом найти в Интернете контакты этого банка (этого, кстати, вообще не существует), позвонить им, узнать информацию о сотруднике и о том, уполномочены ли их специалисты осуществлять какие-либо «компенсации».
SMS с кодом для подтверждения операции приходит очень длинный. Он содержит и номера счетов, и наименование получателя, и другие подробности... Обязательно ли присылать столько информации, можно же сделать короткое SMS.
Сергей, Москва
— Подробная информация о платеже — это мера безопасности, позволяющая владельцу счета определить, не произошла ли подмена реквизитов платежа злоумышленниками. Если вам приходит неполная информация в SMS, настоятельно рекомендуем проверить ваш телефон на отсутствие программ — перехватчиков SMS. Как это сделать? Просто переставьте на время сим-карту в другой аппарат, перед тем как будете совершать очередную операцию. Мы будем вам очень благодарны, если о результатах такой проверки вы сообщите по телефону 8 (800) 555-55-50 либо через вкладку «Обсудить и оставить отзыв» на сайте банка.
Для чего нужна связь с сотрудником call-центра при переводе большой суммы? Это очень неудобно и занимает много времени.
Василий Евсиков, Брянск
— Вы ведь хотите, чтобы ваш перевод, тем более на крупную сумму, попал именно по адресу? Так потратьте на это немного больше времени, позвонив нам. Банк использует многоуровневую систему оценки рисков при совершении переводов. Те денежные трансферты, которые по тем или иным причинам оцениваются как несущие повышенный риск, требуют дополнительного подтверждения отправителем. Это придумали не мы — это обще-мировая практика. Мы рассчитываем на осознание клиентами того, что времени на звонок в контакт-центр вы потратите всё равно значительно меньше, чем если бы вам пришлось прийти в офис банка. И тем более это наименьшая плата за возможные потери от операции, совершенной мошенниками.
ПАО «Сбербанк»
Подробную информацию об онлайн-сервисах Сбербанка и иных услугах уточняйте на сайте Банка www.sberbank.ru, в отделениях или по телефону 8 800 555 55 50. С информацией о мерах безопасности при использовании банковских карт, интернет-банка и мобильного приложения «Сбербанк Онлайн» вы можете ознакомиться по ссылке. Условия действительны с 16.12.2015 г. Изменение условий производится Банком в одностороннем порядке. Информация, представленная в данном материале, не является публичной офертой. ПАО «Сбербанк». Генеральная лицензия Банка России № 1481 от 11.08.2015 г. В отношении информационной продукции — без ограничения по возрасту.
На правах рекламы