Рождественские ярмарки — традиция, которую Россия с радостью переняла у Европы. В городе и торговых центрах появляются киоски с сувенирами ручной работы, а кофейни угощают горячими напитками. Выясняем, на какие «удочки» маркетологи ловят посетителей и как не разориться на встрече Нового года.
Только сегодня
Одна из главных фишек новогодних ярмарок — сиюминутность предложения. Нет времени прицениваться, думать и сравнивать цены, ведь праздники на носу, а приглянувшийся шарик, который продают с большой скидкой, завтра могут купить. Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец напоминает, что действительно «горящих» предложений не так много. «Нельзя поддаваться на то, что скидки есть только сейчас. Они никуда не денутся — все можно будет купить и в новом году. Как правило, скидки предлагают на вещи из прошлого ассортимента», — говорит эксперт.
Из «короткой» ярмарки выходит другая проблема — вернуть бракованный товар не получится. Часто продавцы приезжают из области или другого города, и не факт, что на следующий день они будут на месте. Обезопасить себя в такой ситуации помогут «постоянные» магазины. Там права потребителя защищает закон, а владельцы стараются идти навстречу покупателям, чтобы поддерживать репутацию.
Мастера хендмейда, работающие на ярмарках, предлагают уникальные товары. Но честны не все — порой сережки, которые они привезли, продаются на онлайн-маркетах и штампуются в больших количествах. К тому же рукодельники тоже хотят подзаработать перед праздниками, поэтому цена на игрушку может быть в несколько раз выше, чем при заказе онлайн. При этом никто не хочет везти свои товары домой, поэтому в последние часы ярмарки выходного дня можно получить хорошую скидку.
Экономист Алексей Зубец рекомендует идти на распродажи со списком покупок и холодной головой. «Надо заранее определять бюджет, за который человек не сможет выйти, не поддаваться спонтанным покупкам и потребительскому ажиотажу и выбирать товары по тем ценам, которые устраивают, чтоб потом не жалеть о потраченных деньгах», — отмечает собеседник.
Социальный психолог Алексей Рощин считает, что сама атмосфера распродажи располагает к незапланированным приобретениям. «Праздничные распродажи — это разновидность охоты. Именно поэтому они горячат кровь и отключают благоразумие и расчетливость. Это праздник куража и сюрпризов: человек настроен на то, что торговцы — это его друзья, которые приготовили для него приятные сюрпризы», — объяснил эксперт. Он советует помнить о том, что продавцы — это просто люди, которые хотят заработать денег.
Кофе и упаковка
При обустройстве «ярмарочных уголков» администрация торгового центра обязательно добавляет зоны с дополнительными услугами. И это тоже финансовые ловушки! Отказаться от имбирного сезонного латте очень непросто, даже если напиток стоит дороже, чем в другой кофейне. От соблазна проще уберечься, если идти на ярмарку сытым — тогда пирожные на витрине и стаканчики у других покупателей не будут сигналом к покупке.
Упаковка подарков — полезная точка, которая почти всегда притягивает гостей ярмарки. Приятнее дарить игрушку ручной работы в хорошей подарочной бумаге, чем просто так. Но часто на таких точках цены завышают, а времени и желания выяснять, сколько на самом деле они стоят, у покупателя нет. Самое простое решение — пересилить себя и все-таки проверить через интернет цены в ближайших точках упаковки подарков. Так получится сэкономить не только деньги, но и время — не придется стоять в очереди с другими покупателями.
Стереотипы и распродажи
Эти две проблемы идут рука об руку. Мы покупаем много новогодних вещей из-за желания «быть как все» — украсить дом, повесить на окно гирлянду, найти самые милые подарки, и накрываем стол, опираясь на примету «как Новый год встретишь, так его и проведешь».
Из-за этого на распродажах сложно не купить светящуюся елочку всего за 100 рублей, снежный шар и набор картонных снежинок. До следующего Нового года мелочи доживают не всегда — одни ломаются, другие рвутся, а третьи сам покупатель отправляет в мусорный бак.
Чтобы побудить клиентов приобретать больше, магазины предлагают подарки за каждую тысячу в чеке или третий товар при покупке двух. Как правило, это приводит к большему количеству импульсивных покупок. Не всегда организаторы акций честны — нередко они стараются запутать покупателя и продать ему товар по обычной цене. «Бывает так: сначала повышают цену в 1,5 раза, а потом делают на ту же сумму скидку. Получается, что покупателя обманывают и продают товар по обычной цене», — рассказал экономист Алексей Зубец.
Психолог Алексей Рощин советует на распродажи брать с собой ограниченную сумму денег, а банковскую карту оставить дома. Специалист обратил внимание, что так будет проще избежать незапланированных трат. «Карточки очень коварны, потому что предоставляют возможность потратить гораздо больше, чем человек планировал, потому что дают очень простой доступ к своим сбережениям», — резюмировал эксперт.