К пенсионерам отношение у всех простое. Вклад? Несите! Кредит? Это не для вас. Сам замечаю: с возрастом больше опасаюсь банкоматов и новых банковских технологий. Наверное, так у всех пожилых?
В. Амосов, Москва
Но сегодня это не так, убеждён первый заместитель председателя правления ПАО «Бинбанк» Пётр Морсин. Старшее поколение с удовольствием получает пенсии на карты, осваивает шопинг в Интернете и неплохо разбирается в бонусах и сервисах банков.
Когда пластик победит наличные?
«АиФ»: Сколько пенсионеров пользуется банковскими картами?
Пётр Морсин: Как известно, в России насчитывается 40 млн пенсионеров, а по экспертным оценкам, больше половины из них предпочитает получать пенсию на банковские карты. Только в нашем банке сегодня обслуживается более полумиллиона пожилых людей. Так что да, их много и они умеют пользоваться картами.
- Банкоматов сегодня тоже немало, почти все магазины принимают карты к оплате, но ведь на рынок с картой не пойдёшь.
- Это не проблема: держатели пенсионных карт могут без комиссии снимать средства в банкомате любого банка в рамках обозначенных в тарифах лимитов (их более чем достаточно для повседневных наличных трат). Если же вдруг понадобится крупная сумма, можно воспользоваться «родными» банкоматами банка или устройствами наших многочисленных банков-партнёров: наша партнёрская сеть по стране превышает 15,5 тыс. устройств.
- Сегодня много говорят о финансовой грамотности, а останови человека на улице, спроси, почему деньги на карте держать безопаснее, чем в кошельке, ведь не ответит!
- Это так и есть. Потеряв наличные, вы вряд ли сможете их вернуть. В случае с картой вы просто теряете пластик, но не деньги. Блокируете карту, получаете новую и продолжаете пользоваться средствами, лежащими на счёте.
- Бонусы рассчитаны, как правило, на молодых. Или это не так?
- Они рассчитаны на всех клиентов. У нас можно легко подключиться к программе лояльности «Бинбонус», чтобы при любой покупке в магазине по карте на неё возвращалась часть средств. И ещё можно выбрать отдельную любимую категорию, чтобы получать по ней повышенные бонусы. Ею может стать «Авто», «Путешествия», «Отдых и развлечения», «Спорт, красота и здоровье», «Интернет-покупки» - иными словами, на любой вкус. Скажем, активировав «Спорт, красоту и здоровье», пенсионер будет получать повышенные бонусы в том числе при покупке лекарств в аптеке.
Как лучше копить и тратить?
- А если говорить о кредитах, они, наверное, доступны только тем, кому до 55?
- Это не так. Потребительские кредиты в Бинбанке теперь могут оформить не только работающие, но и неработающие пенсионеры. Одновременно с запуском кредитования неработающих пенсионеров Бинбанк увеличил на 5 лет (до 70 лет) максимально возможный для оформления ссуды возраст заёмщиков. Таким образом, потребительские кредиты теперь доступны всем клиентам, возраст которых не будет превышать 70 лет на дату внесения последнего платежа по кредиту.
- Давайте не о тратах, а о накоплениях. Что лучше - держать средства на карте или открыть вклад?
- В случае с нашим банком подойдут оба варианта. Можно открыть вклад, можно хранить средства на карте, поскольку по ней также предусмотрено начисление процентов на остаток средств. Второй вариант удобен тем, что, с одной стороны, деньги всегда под рукой, с другой - вы получаете доход, как и по вкладу.
- Экономические кризисы многих научили тщательно и разумно планировать свой бюджет. Карта позволяет контролировать расходы?
- Безусловно: точно понимаешь - и сколько потратил, и сколько осталось. Отчёт обо всех совершаемых операциях приходит в виде СМС-сообщения, где видно потраченную сумму и общий остаток по карте. Благодаря СМС-информированию вы можете контролировать в режиме реального времени операции списания средств, отслеживать поступления на карту. То есть, когда на карту поступает пенсия или зарплата, наш клиент сразу об этом узнаёт.
Какие новинки - самым продвинутым?
- Любят ли клиенты инновации или они консервативны?
- Клиенты, вне зависимости от возраста, любят новинки - например, бесконтактные технологии оплаты. Это намного быстрее и удобнее, к тому же безопасность остаётся на очень высоком уровне. Вообще сейчас инновации в банковской сфере появляются очень быстро и так же быстро становятся повседневной частью нашей жизни. В прошлом году мы предоставили возможность держателям наших карт оплачивать покупки и услуги с помощью смартфона. Кошелёк ещё можно забыть дома, а вот телефон всегда в кармане - это уже не только средство общения, но и платёжный инструмент. По нашим прогнозам, в ближайшие 2-3 года все терминалы по приёму карт в торговых точках страны будут поддерживать бесконтактные платежи.
- Что, по вашим ощущениям, сегодня предпочитают люди - управлять финансами со стационарного компьютера или мобильного банка в телефоне?
- У нас количество пользователей мобильного банка постоянно растёт. Это защищённый и безопасный сервис при условии соблюдения элементарных правил. Если вы совершаете внешний платёж, каждая операция подтверждается одноразовым паролем, который может прийти только на ваш номер телефона в виде СМС-сообщения. Мобильное приложение очень удобно, поскольку смартфон, повторюсь, всегда с собой. Вы можете просматривать свои счета, делать платежи, но есть и другие опции. Скажем, в мобильном банке существует чат для общения с нашими сотрудниками.
- Что в принципе даёт человеку тот факт, что он стал вашим клиентом? В чём ваши преимущества?
- В частности, в том, что вам не придётся часто приходить в наш офис. Сегодня практически все повседневные операции можно сделать, не обращаясь в отделение. Речь не только об оплате мобильной связи, Интернета, но и, например, о вкладе. Если вы уже клиент банка и получаете зарплату на его карту, вам нет нужды приходить в отделение, чтобы разместить депозит. Всё можно сделать в интернет-банке или мобильном приложении. Кстати, это не только удобно, но и выгодно, поскольку, если откроете вклад онлайн, получите надбавку к ставке.
- Как вы считаете, классических банковских отделений скоро вообще не будет?
- Не думаю. Для многих клиентов офис важен, в том числе с психологической точки зрения. Они предпочитают лично общаться с менеджером и получать очные консультации. К такой категории клиентов относятся пенсионеры. Именно поэтому у нас 400 отделений по всей России - от Калининграда до Владивостока.
Что хочет клиент?
- ЦБ сейчас снижает ключевую ставку. Становятся ли кредиты доступнее?
- Крупные игроки рынка активно идут на снижение ставок, это касается практически всех видов кредитов. Однако дело не только в ставках, но и в том, что спрос со стороны граждан на заёмные средства стал расти.
Сейчас банки активно конкурируют за добросовестных заёмщиков и охотно рефинансируют кредиты. Например, при рефинансировании кредита в нашем банке можно снизить ставку на несколько процентных пунктов, уменьшить ежемесячный платёж, при необходимости увеличить срок кредитования и получить дополнительные средства на руки. Особенные преференции есть для зарплатных клиентов и сотрудников бюджетных организаций.
- Сегодня, когда ставки по ипотеке ползут вниз, конкуренция обостряется. Каков ваш козырь?
- У нас, например, жилищное кредитование распространяется не только на квартиры, но и на так называемые таунхаусы или апартаменты. Это делают не все банки.
- Лично я первым делом узнаю, есть ли у банка карта, с которой можно копить авиамили.
- У нас есть премиальная карта AirMiles. Держать средства и платить ею можно в 4 валютах - рублях, долларах, евро и фунтах. При этом карта сама определяет, в какой валюте проводить платёж в зависимости от страны, а вы не теряете на конвертации. Карта позволяет получать повышенные бонусы при оплате любых авиабилетов, гостиниц по всему миру, а также при аренде автомобилей.
- В ноябре прошлого года завершилось объединение Бинбанка и МДМ Банка. Что интеграция принесла клиентам?
- Мы сегодня входим в топ-5 крупнейших частных банков страны по активам. Под нашим брендом мы объединили 10 кредитных организаций и сосредоточились на работе над качеством услуг, совершенствовании технологий. Ведь только прирост бизнеса и рыночной доли не может быть целью. Мы строим банк, в котором клиент получает все услуги в области финансов по разумной цене.