Сняв деньги в банкомате после 1 сентября можно столкнуться с блокировкой карты. Так произойдет, если операцию сочтут подозрительной. Банк России сформулировал девять признаков операций с карточкой, которые могут свидетельствовать о том, чем ее владелец в беде. Что надо знать, чтобы не столкнуться с проблемами на ровном месте?
В борьбе с финансовыми мошенниками одна из главных ролей отведена банкам. Они должны следить за денежными операциями клиентов, и если покажется, что человек действует под давлением третьих лиц, то банки обязаны отказать в проведении подозрительной транзакции. Это требование относится и к снятию наличных через банкомат, но до сих пор не было четких признаков подозрительности — теперь Банк России разместил их на своем сайте.
Список состоит из девяти признаков мошеннических операций при снятии наличных, которыми и будут руководствоваться банки. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, придется запомнить критерии, выявив хоть один из которых, банки ограничат операции по карте.
1) Нетипичное поведение человека при обналичивании денег через банкомат. Например, необычное для клиента время проведения операции, сумма, место расположения банкомата, частота запросов на выдачу наличных.
2) Снятие наличных в течение 24 часов после получения кредита, микрозайма, увеличения лимита по карте, досрочного расторжения вклада на сумму более 200 тыс. руб., зачисления более 200 тыс. руб. со счетов в другом банке.
3) Необычный для клиента способ запроса на получение наличных. Например, не по карте, а с помощью QR-кода.
4) Наличие информации о том, что операция совершается без добровольного согласия клиента.
5) Аномально возросшая активность телефонных разговоров клиента как минимум за 6 часов до запроса на снятие наличности, множественность СМС-сообщений, включая мессенджеры.
6) Смена номера телефона в банковском приложении, смена самого телефонного аппарата, с которого осуществляется вход в приложения, и наличие на нем вредоносных программ.
7) Пять и более отказов на выдачу наличных (например, из-за превышения кредитного лимита или ошибки при вводе пин-кода) в течение суток.
8) Персональные данные клиента находятся в государственной информационной системе противодействия правонарушениям.
Отдельный критерий посвящен использованию токенизированных карт (особые карты, у которых номер и срок действия заменены на обезличенный эквивалент, который и называют токен) — превышение времени отклика на запрос при взаимодействии банкомата и цифровой карты.
Если при снятии наличных через банкомат будет выявлен хоть один из перечисленных признаков, то банк с 1 сентября ограничит на 48 часов операции по карте суммой в 50 тыс. руб. в сутки и незамедлительно известит об этом клиента. Предполагается, что в течение этого времени находящийся под давлением мошенников человек сможет успокоиться, вернуть способность к критическому мышлению и отказаться от навязанной ему операции.
Ранее aif.ru рассказал, как распознать мошенников, действующих под видом благотворительности.