Как отличить полезные предложения от тех, что втягивают нас в бессмысленные расходы? Советует председатель «Финпотребсоюза» Игорь Костиков.
Не спешите страховать кредит
Если потребительский кредит застрахован, его ставка ниже, уверяют вас. Но радоваться возможности сэкономить рано. Сначала нужно рассчитать полную стоимость услуги с учётом полиса. Попросите об этом менеджера, и может оказаться, что в итоге вы переплатите. В обязательном порядке страхуется только недвижимость при оформлении ипотеки, но даже в этом случае потребовать застраховать жизнь банк не может. И если всё же оформление страховки вам преподнесли как обязательное условие получения кредита, от навязанной услуги можно отказаться. Для этого в течение 14 дней после подписания договора нужно подать заявление в страховую компанию.
Требуйте бесплатного информирования
Банки обязаны информировать клиентов о возникновении задолженности по кредиту. Большинство это делают за свой счёт. Но некоторые указывают в договоре, что бесплатное сообщение придёт только в момент первой просрочки, а за все последующие предлагают платить. Это незаконно. Попросите такой пункт из договора исключить. А если банк не согласится, жалуйтесь в Роспотребнадзор, «Финпотребсоюз» или службу по защите прав потребителей ЦБ РФ, куда можно послать письмо через сайт Центробанка.
Не платите за запрос
Ходит много рассказов о том, как мошенники оформляют кредиты на другое имя и заставляют расплачиваться по своим долгам ничего не подозревающих граждан. Такая опасность действительно есть. Поэтому стоит периодически узнавать в бюро кредитных историй, не висит ли на вас чужой заём. Такой запрос 2 раза в год совершенно бесплатно можно послать через портал госуслуг. Но есть банки, которые предлагают организовать его за несколько сотен рублей. Не соглашайтесь!
Не подключайте с ходу интернет-банк
Банкирам удобно работать с клиентами на расстоянии. Вам обязательно предложат зарегистрировать интернет-кабинет, если вы придёте получать пластиковую карту. Но платежи с карты можно совершать и без этого, а стоить онлайн-банкинг может 30–60 руб. в месяц. Обычно в эту сумму входит отправка СМС, подтверждающих платежи. Они важны, потому что позволяют контролировать суммы, которые списываются с карты. Но если вы снимаете со счёта все деньги сразу, вам такая услуга не нужна. Интернет-банк вам понадобится только в тот момент, когда вы решите, не выходя из дома, открывать вклады и брать кредиты.
Не соблазняйтесь бесплатными картами
Не спешите активировать бесплатную карту, предложенную в качестве бонуса. Сначала прочитайте условия обслуживания на сайте банка, который её выпустил. Во-первых, бесплатной карта будет не всегда, а только в течение первого года. И если после активации вы о ней вдруг забудете, то не удивляйтесь, что за второй год использования получите счёт на несколько сотен рублей. Во-вторых, к карте может быть привязан кредитный счёт. И если вы с неё оплатите, скажем, визит к стоматологу, получится, что вы таким образом взяли кредит. Особенно стоит насторожиться, когда банковскую карту дарят в салоне красоты или медцентре. Банки по-тихому используют такие точки для продвижения своих продуктов.
Не путайте вклады с инвестициями
Клиентам, недовольным низким процентом по депозиту, могут предложить договор об инвестиционном страховании жизни, который якобы выгоднее. Подтверждается этот тезис информацией о высоком доходе, который обеспечил такой инструмент в прошлые годы. Но при этом менеджеры банков, выступающих в данном случае агентами страховых компаний, умалчивают о рисках, связанных с инвестированием. Будущие доходы могут оказаться ниже, чем ожидалось. Ведь вы размещаете свои деньги в ценные бумаги, которые вполне могут подешеветь. Возврат инвестиций в отличие от вкладов не гарантируется государством. И хуже того: если застрахованный клиент решит прервать договор раньше срока, полная сумма, заплаченная за полис, к которому прилагается инвестирование, ему уже не вернётся.