Россия входит в пятерку мировых лидеров по отказу от наличных платежей, говорится в исследовании компании Boston Consulting Group (BCG). C 2010 по 2018 гг. эксперты зафиксировали феноменальный прирост безналичных операций: с 5,8 до 172 в год на человека.
По данным лаборатории «СберИндекс» и IT-компании «Платформа ОФД», в прошлом году доля безналичного торгового оборота в нашей стране превысила 53%. Это исторический максимум.
Банковской картой можно оплатить проезд в общественном транспорте (даже билет покупать не надо), кружку глинтвейна на одной из горнолыжных трасс в Сочи или купить сувенир в Якутске, в зоне вечной мерзлоты.
И вместе с тем иногда мы заходим в кафе, где официант сообщает, что «терминал сломался, возможна только оплата наличными». Или мы готовы купить машину, а в автосалоне говорят, что указанная цена действительна только при оплате наличными, с безналом будет дороже. С такой ситуацией столкнулся наш читатель Станислав: мужчина выбрал автомобиль, закинул деньги на карту, а в магазине подняли ценник на 2%.
Все дело в том, что, когда покупатель расплачивается картой, магазин платит банку-эквайеру (который обслуживает POS-терминал), комиссию (как раз в размере тех 2%, на которые выросла стоимость машины при безналичной оплате). То есть при стоимости автомобиля в 1,5 миллиона рублей, салон заплатит банку комиссию в 30 тысяч рублей. С одной стороны, понять магазин можно. С другой — не всякий покупатель готов разгуливать по городу с кругленькой суммой наличных.
Вправе ли магазин закладывать комиссию за эквайринг в стоимость машины (и вообще любого другого товара)? АиФ.ru спросил у члена Ассоциации юристов России Дмитрия Уварова:
«Договоры купли-продажи, заключаемые автосалонами с потребителями, являются публичными. Это означает, что продавец обязан заключить соглашение с любым лицом, который обратится к нему в целях приобретения товара. При этом очень важным уточнением будет то, что цена на один и тот же товар для всех покупателей должна быть единой, вне зависимости от формы расчетов. Указанное правило закреплено в статье 426-й Гражданского кодекса Российской Федерации. В этой статье говорится, что в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Таким образом, гражданин вправе самостоятельно избрать удобный ему способ платежа при сохранении соответствующей цены на авто.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/008/559/2ac0033f3dacd05cce9fb95f27fe9d8f.jpg)
Если автосалон принуждает вас платить больше при оплате в безналичном порядке, следует обращаться с жалобами в уполномоченные государственные органы. Так, стоит написать заявление в Роспотребнадзор. Также необходимо обратиться в налоговую службу, так как предпочтение в использовании наличных и уклонение от платежей в безналичном порядке может свидетельствовать о финансовых правонарушениях.
Наконец, потребитель вправе подать жалобу в прокуратуру. В соответствии с законодательством главной целью системы органов прокуратуры является защита прав граждан, которые как раз нарушаются при повышении цены на автомобиль в случае оплаты в форме безналичного платежа».