Примерное время чтения: 8 минут
985

ABIBAS или ADIDAS? Как не купить подделки на маркетплейсах

shutterstock

Запрет на импорт части продукции может повлиять на качество предлагаемых на маркетплейсах товаров. Иногда пользователи сомневаются в подлинности приобретенной брендовой вещи. И часто оказывается, что не зря.

Aif.ru собрал советы экспертов, как отличить оригинал от подделки и не заказать контрафакт.

Петр Марков, основатель системы аналитики маркетплейсов: «На маркетплейсах нет модерации»

«Любой продавец может завезти на склад маркетплейса товар, загрузить в карточку фотографии изделия популярного бренда и продавать подделку под видом оригинала. Можно продавать любые товары, модерации нет.

На контрафакт в первую очередь указывают отзывы других покупателей, которые получили некачественный товар. Еще важно понимать, какой продавец предлагает низкую цену. Если небольшой, то стоит насторожиться, как он может обеспечить такие условия. Если же крупный, с большим числом отзывов и товаров, то надежды на “натуральные” товары больше. Крупные продавцы могут закупать большие объемы и получать скидки.

Сертификат соответствия, загруженный в карточку, не гарантирует подлинность товара. Он подтверждает, что изделие отвечает требованиям российских технических регламентов и безопасно для потребителя. Но можно сверить серийный номер и маркировку в момент получения товара в пункте выдачи.

Контрафакт может попасть в продажу и через покупателей-подменщиков. Некоторые пользователи покупают брендовый товар, оформляют возврат и получают деньги, а продавцу обратно отсылают подделку. Так она может попасть на склад, а потом снова вернуться в продажу.

Маркетплейсы работают как информационные посредники и по законам не несут ответственность за нарушение прав на торговую марку».

Антон Ларин, СЕО операционного партнера российских маркетплейсов

Чтобы изобличить контрафактную продукцию, важны детали.

— Продавец, указанный в карточке. Сами площадки могут реализовывать товары известных брендов и выступать в качестве официального дистрибьютора. Кроме того, некоторые маркетплейсы помечают селлеров, которые прошли проверку на подлинность — например, Ozon присваивает им значок «Оригинальный товар».

— Розничная цена. Подделка обычно стоит дешевле, поэтому часто попадает на первые страницы. Если по сравнению с предложениями других продавцов цена товара ниже в 3-4 раза, скорее всего, это реплика.

— Упаковка. На брендированной продукции всегда размещается необходимая атрибутика для проверки: штрих-код, производитель, официальный сайт, артикул. Продавцы контрафактов экономят на упаковке и не указывают эти данные.

— Отзывы. Покупатели обычно разоблачают фейки и пишут об этом в отзывах. Оригинальный бренд заинтересован в лояльных продавцах и не оставит необоснованные обвинения без внимания.

Онлайн-платформы в курсе проблемы и заинтересованы в предоставлении качественной продукции, чтобы клиенты оставались лояльны площадкам».

Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей: «Прогнозируем рост контрафакта»

«В условиях легализации параллельного импорта, то есть ввоза товаров без согласия изготовителя, мы прогнозируем рост количества контрафактной продукции на рынке. Если раньше маркетплейсы требовали от изготовителя подтвердить легальность продукта, то теперь этого не требуется. Технологии производства подделок сейчас чрезвычайно высокие и отличить контрафакт от оригинальных товаров потребителю практически невозможно. Поэтому если вам настолько важна торговая марка, то лучше покупать вещи, находясь в заграничной поездке, или просить знакомых, живущих в других странах, приобретать их и пересылать вам».

Владимир Блохин, генеральный директор рекламно-консалтингового агентства: «Самый очевидный признак контрафакта — это цена»

«Если стоимость товара ниже рыночной или имеет подозрительную скидку, стоит вникнуть немного глубже в вопрос. Нужно перейти в сам магазин на маркетплейсе (у площадок есть кнопка в товарной карточке) и посмотреть на ассортимент, который представлен. Если брендов несколько или очень много, вероятно, что перед вами не официальный дистрибьютор или производство. Откуда взят товар и оригинальный ли он, неизвестно.

Обратите внимание, какое юридическое лицо продает товар. Если это ИП, вы практически никак не проверите подлинность товара, так как индивидуальные предприниматели не обязаны вести публичную деятельность, но вот ООО публикует документы. Хорошо, если наименование ООО соответствует бренду, но так бывает далеко не всегда. Не поленитесь, если вы сомневаетесь в качестве товара, найти официальный сайт бренда или его представительства в России и посмотреть, какое юридическое лицо указано в контактах.

Запросите у продавца документ, подтверждающий качество и оригинальность товара. У Wildberries этот функционал реализован через “Задать вопрос”, у Ozon нужно обратиться в техническую поддержку. Примечательно, что продавец на Wildberries не обязан отвечать на вопросы и, следовательно, может не предоставить вам документ. Отсюда и частые жалобы покупателей на качество товаров на площадке. Тогда как Ozon, в случае отсутствия документов у продавца, блокирует товар.

Предоставленный документ тоже не гарант качества, сейчас многие недобросовестные продавцы научились подделывать документы. Проверить подлинность предоставленного сертификата можно на сайте: https://fsa.gov.ru/use-of-technology/elektronnye-reestry/ и далее в разделе “Единый реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии”.

Кстати, многие говорят про отзывы. К сожалению, отзывы не всегда говорят правду о товарах. Негативные могут писать конкуренты, а положительные — быть накрученными самим продавцом. Поэтому такой метод проверки я не рекомендую.

Ну и самое главное, если вы сомневаетесь в подлинности товара и видите хотя бы один подозрительный признак контрафакта, не покупайте. Берегите себя от подделок».

Дарья Ткаченко, СЕО нескольких компаний: «Поможет честный знак»

«Подлинность товара на маркетплейсах проверить можно. На каждом маркетплейсе свои правила по проверке документов: у одного очень лояльные, у другого — гораздо строже. Например, на одной площадке требуется наличие документов, но запросить их могут лишь в случае жалобы от конкурентов или покупателей. На другой невозможно осуществить поставки, пока не будут загружены необходимые сертификаты и декларации. Если у покупателя все же закрались сомнения в подлинности товара, он всегда может запросить необходимые документы через техническую поддержку маркетплейса .

Часть товаров подлежит сертификации через “Честный знак”. 

Честный знак — это национальная система маркировки и отслеживания товаров от производителя до потребителя. Маркировке подлежат различные категории товаров:  молочная продукция, упакованная вода, одежда (в том числе из меха и кожи), обувь, парфюмерная продукция, табачные изделия, лекарства, фотоаппараты, автопокрышки и шины. У каждого товара, сертифицированного через “Честный знак”, имеется свой маркировочный номер, благодаря которому покупатель может проверить подлинность товара через официальный сайт “Честного знака”. Для этого необходимо вбить номер на сайте, после чего потребитель увидит, сертифицирован товар или является подделкой».

Евгений Лобанов, ведущий аналитик системы аналитики: «Онлайн-покупка — всегда риск получить товар ненадлежащего качества, размера, цвета, а иногда и вообще не получить»

«Как оградить себя от подделок, если продавец — незнакомый магазин или индивидуальный предприниматель? Необходимо убедиться, что у продавца есть документы, подтверждающие оригинальность товара, разрешение на использование торговой марки. Некоторые продавцы добавляют эти документы в карточку товара. Важно сравнить данные документа с наименованием магазина или именем индивидуального предпринимателя, который продает товар. Можно этот документ запросить у продавца в вопросах. Если ответ не последовал, то рисковать не стоит. Если ответ получен, то в официальном реестре узнать номер, дату и сопоставить данные.

Верить 10 положительным отзывам не стоит, а вот когда их 200 или 300, то уже стоит отнестись серьезно. 

Что не поможет, так это фотография товара. Если продавец задумал обмануть покупателя, то, скорее всего, он возьмет их с официального сайта бренда. Будьте внимательны: контрафакт на маркетплейсах есть, но сами площадки контролируют качество товаров и защищают покупателей от мошенников. В этом заинтересованы и сами бренды, и площадки, и продавцы.  

Рынок не отвечает за качество купленных помидоров, так и маркетплейсы не несут ответственность за товар, ведь это всего лишь площадка для торговли. Но активно интересуется, как происходят покупки, дополняя инструменты для обратной связи от покупателей». 

 

 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах