Перед выдачей карты всех обычно просят заполнить анкету. Но вот сюрприз: отвечая на вопросы анкеты, вы передаёте свои данные не конкретному магазину, ресторану и пр. Вы «сгружаете» их в общую базу, которую фирма-агрегатор будет продавать бесчисленное количество раз. Эта база кочует из рук в руки различных компаний, которые готовы каждый день звонить, предлагая свои услуги. Согласия на такое использование ваших данных при заполнении анкеты на карту вы не давали, но компании уверены: раз вы написали номер телефона или адрес электронной почты, можно звонить. Можно ли не оставлять номер телефона при оформлении карты или указать вымышленный? Большинство компаний в этом «подстраховались»: без правильного номера клиентам не выдадут карту — код подтверждения приходит эсэмэской на телефон.
Чёрный список
«Однажды передав свой номер телефона при оформлении карты, вы станете мишенью недобросовестных дельцов, — говорит Антон Недзвецкий, юрист Московского общества защиты потребителей. — Если вас беспокоят по несколько раз в день из одной и той же организации, пишите туда заявление на запрет использования своих персональных данных. Если не понимают, идите в суд либо меняйте номер».
Не останавливают эти компании и действующие уже почти год поправки к закону «О связи», запрещающие массовые рассылки сообщений без согласия самого абонента. «Несмотря на то что штраф для нарушителей составляет 500 тыс. руб., компании, не переживающие за свою репутацию, могут продолжать звонить, — считает Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей. — Они прекрасно понимают, что контролирующие органы не могут проверить всех. Я советую внимательно читать всё, что подписываете, не раздавать номер своего телефона всем подряд. Это касается и домашнего адреса, а тем более паспортных данных». Более того, требование прописать номер и серию паспорта для получения скидки вообще противоречит закону!
Цена «для своих»
По словам эксперта, такие карты невыгодны потребителю. Они лишь вводят его в заблуждение. «Потребителя просто заставляют пользоваться определёнными торговыми марками. По сути, он мог бы купить такие же товары дешевле в другом магазине, но сознание того, что у него есть пусть и маленькая, но скидка, ведёт покупателя обратно в тот магазин», — добавляет П. Дынин. Вы уверены, что хотите быть «на крючке» у ушлых продавцов?