Куда будем ездить быстро?
Когда и куда у нас ещё пустят скоростные поезда?
Ю. Касинцева
Отвечает Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД»:
- Правительство поручило организовать скоростное сообщение между городами, принимающими чемпионат мира по футболу-2018 г. В рамках этой задачи высокоскоростное движение планируется организовать на отдельной специальной магистрали Москва - Санкт-Петербург, где поезда будут разгоняться до скорости 300-400 км/ч (время в пути составит 2,5 часа), а также на спецмагистрали Москва - Нижний Новгород - Казань. Между Москвой и Ярославлем поезда будут разгоняться до 160 км в час. На направлении Москва - Харьков - Ростов-на-Дону - Краснодар - Адлер постараемся организовать скоростное движение уже к зимней Олимпиаде-2014.
Кроме того, на ряде направлений планируется повысить скорость пассажирских поездов до 70-90 км в час. Для доставки туристов на чемпионат мира мы планируем запустить экспрессы на направлениях Москва - Минск - Варшава - Берлин и Москва - Киев.
Из Берлина до нашей столицы можно будет добраться за 18-21 час (на 6-9 часов быстрее, чем сейчас), из Варшавы - за 13-15 часов (на 3-5 часов быстрее).
За что держаться?
Почему в электричках нет верхних поручней, как в метро и автобусах? Держаться не за что!
Я. Калинин
В «РЖД» «АиФ» посоветовали этот вопрос адресовать изготовителю электричек. Из «Трансмашхолдинга», куда входят предприятия, производящие электрички, отправили обратно в «РЖД».
Мол, если заказчику надо, то вагоны поручнями можно оснастить, но такого пожелания не было. Возможно, всё дело в том, что руководству «РЖД» нечасто приходится ездить в переполненных электричках?
Зачем в небе монополисты?
После ряда авиакатастроф Минтранс собирается сократить число мелких авиакомпаний и тем самым повысить безопасность перелётов. Значит, останутся одни монополисты и ещё выше цены поднимут?
Р. Винс, Ханты-Мансийск
Отвечает Анатолий Голомолзин, замруководителя Федеральной антимонопольной службы РФ:
- Российский и зарубежный опыт говорит о том, что требования безопасности могут быть обеспечены компаниями как с малым, так и с большим количеством воздушных судов. Это же касается и самолётов с большим и малым количеством посадочных мест.
В РФ на магистральных маршрутах (Москва - Санкт-Петербург, Москва - Новосибирск и пр. - Ред.) конкуренция развита - присутствуют 3-5 и более компаний. Гораздо хуже обстоят дела на региональных и местных перевозках. Здесь порядка 90% всех маршрутов обслуживаются одной, в лучшем случае двумя авиакомпаниями. Там конкуренцию можно развить именно за счёт небольших авиакомпаний.
Но для этого нужна комплексная программа - запуск на маршруты воздушных судов малой вместимости (до 50 кресел), удешевление услуг в региональных аэропортах. Ведь сейчас тарифы там в 2-4 раза выше, чем в аэропортах федерального значения. А происходит это во многом из-за того, что к маленьким воздушным гаваням предъявляются такие же требования (по персоналу, наличию оборудования и пр.), как и к крупным федеральным аэропортам.
Плюс в аэропортах тоже нужно развивать конкуренцию: разрешить авиакомпаниям самим осуществлять некоторые услуги (например, по регистрации пассажиров) и снижать за счёт этого аэропортовые сборы.
На Западе уже давно действует такая система, что существенно удешевляет полёты и даёт возможность работать небольшим компаниям. Только в одном штате США, на Аляске, к примеру, летает 250 компаний. И большинство из них - мелкие. Плюс в некоторых случаях нужны прямые дотации государства на авиаперевозки, как это было сделано на Дальнем Востоке.
Сколько платить толстякам?
В США на одном из авиамаршрутов пассажиру пришлось лететь стоя, потому что его сосед был слишком полным. Почему не продавать таким людям два места?
М. Косырева, Москва
Отвечает Олег Смирнов, президент Фонда «Партнёр гражданской авиации», заслуженный пилот СССР:
- Пассажиры с нетрадиционными габаритами должны сами предупреждать авиаперевозчика о том, что будут занимать полтора-два кресла, - из этических соображений. В мировой практике такие прецеденты были, и полным людям обычно продают два билета. За свою «уникальность» им приходится доплачивать. Иначе пассажир, который сидит с ними рядом, просто не сможет пристегнуться и, значит, согласно воздушному кодексу не будет иметь права на взлёт. Если вы оказались в подобной ситуации, требуйте от бортпроводника предоставить вам другое кресло. Средняя коммерческая загрузка рейсов по России - 70%, и, как правило, пассажира всегда можно пересадить - хотя бы и в бизнес-класс. Не стесняйтесь отстаивать свои права. И оставайтесь в хорошей физической форме!
От редакции. В Росавиации нам сообщили, что стоимость авиабилетов формируют исключительно авиакомпании - без «помощи» государства.
Когда разрешат в самолёт брать бутылку?
Слышал, что авиапассажирам могут разрешить провоз жидкостей в ручной клади. А как же правила безопасности - всех террористов уже переловили?
В. Иващенко, Москва
- Как рассказали «АиФ» в Федеральном агентстве воздушного транспорта, недавно с таким предложением выступила Международная организация гражданской авиации. Предполагается, что жидкости будут проверять специальные сканеры. Тогда пассажирам не придётся прятать флаконы в чемодан, чтобы сдать их в багаж, или покупать всё необходимое в магазинах дьюти фри. Однако пока неизвестно, когда именно в аэропортах мира начнут устанавливать эти дорогостоящие устройства. Впрочем, также непонятно, насколько точно они будут распознавать взрывоопасные вещества.
Напомним, сегодня действуют международные правила, согласно которым на борт нельзя проносить жидкости объёмом более 100 мл.
Как пРолетим зимой?
Спустя год Минтранс назвал виновных в предновогоднем коллапсе в аэропортах, который произошёл из-за ледяного дождя. Обязало ли государство аэропорты и авиакомпании подготовиться к повторению ситуации? Или нам снова придётся сутками ждать вылета?
И. Колесников, Москва
Отвечает Андрей Прянишников, советник руководителя Росавиации:
- Ситуация, произошедшая в прошлом году в московских аэропортах, повториться не может. Сразу после коллапса мы усилили контроль за противообледенительной жидкостью, которой опрыскивают самолёты, и за реагентами для взлётно-посадочных полос. Строго следим и за наличием в аэропортах авиационного топлива - его должно хватать не менее чем на трое суток. Если нет - через Росавиацию сигнал поступает в Минтранс. Кроме того, московские аэропорты теперь обеспечены аварийными источниками электропитания с 30% резервирования. Не говоря уже о том, что вдоль линий электропередачи рядом с трассами, ведущими к столичным аэропортам, вырублены деревья, чтобы они не падали на провода.