Новогодние праздники — один из самых прибыльных сезонов для розничной торговли, и, конечно, самый разорительный для простых россиян. И пока мы, потребители, составляем списки подарков и ждём старта праздничных распродаж, магазины уже подсчитывают будущие барыши, а они, как всегда, обещают быть миллионными.
От ЮАР до Украины
Причём в этом году наплыв покупателей должен только вырасти, считают представители торговых сетей. По средним подсчётам, средний доход россиян в
Впрочем, независимые аналитики смотрят на ситуацию отнюдь не так оптимистично. Так, компания Deloitte исследовала покупательскую способность в нескольких странах и мира и пришла к выводу, что россияне ещё отнюдь не «оклемались» от финансового кризиса. В среднем они готовы потратить на новый год не больше, чем в
Для сравнения: в Люксембурге респонденты заявили, что размер их праздничного бюджета составит 1200 евро. В Ирландии — которая неделю назад выпрашивала финансовую помощь ЕС из-за огромного размера суверенного долга, — люди потратят на Новый год около 1020 евро. Англичане встретят
При этом 28% россиян, скорее всего, не отдадут за праздники и 16 тыс. рублей. Поскольку их доходы, согласно опросу, только уменьшились за
Деньги на стол
Что касается структуры расходов на Новый год, здесь результаты западного исследования выглядят спорно. Согласно опросу Deloitte, только 18,6% от суммы средний россиянин потратит на еду. Хотя в прошлом году большинство признавались, что праздничный стол «съест» основную долю от их бюджета.
Тем более, в этом году стоимость многих продуктов питания уже подлетела или подлетит к концу декабря. Так, производители ожидают значительного роста цен на картофель и мясо (особенно говядину) из-за дефицита, образовавшегося в результате засухи. По приблизительным расчётам, килограмм картошки через несколько недель может стоить
Коснётся подорожание и всевозможных сладостей — цена сахара за год подросла почти на 20%. На 19,7% стало дороже подсолнечное масло, на 21,2% — сливочное. Зато среди лидеров роста, к счастью, оказались продукты, не самые традиционные для праздничного стола: белокочанная капуста прибавила к стоимости 76,6%, пшено — 57,1%, ну а печально известная гречка — аж 158,8%.
Помимо продуктовых в общие затраты россиян также войдут подарки (58% от всего бюджета) и развлечения (23,4%). Если этим данным можно доверять, то кризис, похоже, действительно закончился, поскольку в прошлом году большая часть наших граждан вообще не собиралась как-то развлекаться. Тогда около 30% россиян заявили, что будут сидеть дома и смотреть телевизор, а эти развлечения, очевидно, бесплатны.
Дарёному коню
Об улучшении материального положения россиян докладывают и отечественные бизнесмены. По данным многих сетевых розничных магазинов, уже в ноябре у них стали покупать намного больше, чем в аналогичный период прошлого года. А значит к декабрю потребители «разогреются» и будут тратиться даже охотнее. Этому может поспособствовать и улучшение ситуации на рынке труда, поскольку в этом году многие компании — в том числе финансовые — собираются возобновить новогодние бонусы и премии.
Впрочем, если верить всё тому же исследованию Deloitte (данные которого приводит РБК), даже несмотря на прибавку к зарплате россияне помнят «худые времена». Более половины респондентов всё-таки надеются сэкономить на подарках и при выборе последних намерены ориентироваться по цене. 53% признались, что, скорее, купят то, что будет дешевле стоить.
Выбирать будут в основном косметику, парфюмерию и конфеты — то есть товары не самой высокой ценовой категории. Гораздо меньше россиян изъявили готовность дарить технику и электронику; хотя, отвечая на вопрос «Что бы вы хотели получить», называют именно компьютеры, смартфоны, а также деньги и путешествия.
Однако такой настрой покупателей отнюдь не пугает представителей торговли. Всем известно, что, совершая крупную — но одну — покупку, человек потратит меньше, чем если наберёт полную корзину всяких мелочей. А значит ожидаемую прибыль торговые сети всё равно соберут.