Спрос на валенки вырос втрое. Эксперты рассказали aif.ru, кто вызвал ажиотаж на традиционную обувь, зачем она туристам и в какой тренд попали войлочные сапоги.
В последние месяцы продажи валенок выросли на 373%, сообщает «Газета.ru». Но объемы продаж по году в сравнении с 2022-м сохраняются на прежнем уровне. А вот производство выросло: в третьем квартале 2023 года заводы произвели больше 302 тысяч пар, а в аналогичный период 2022 года — 249 тысяч пар. В этом году производство валенок выросло на 20%.
Растут не валенки
Директор Ярославской фабрики валяной обуви Григорий Шмыков подвергает статистику, попавшую в СМИ, сомнению — по его наблюдениям, производить валенки, наоборот, стали меньше. «Есть падение в районе 5-7% выпуска, потому что стало меньше рабочих рук, фабрики испытывают дефицит», — поделился эксперт.
По мнению специалиста, выросло не производство, а количество правильно промаркированных валенок. «С 2019 года в России внедряется маркировка обуви. Предполагаю, что кто-то начал соблюдать законодательство и начал отмечать всю свою продукцию. Выпуск не увеличился, выросло число маркированной обуви», — рассказал Григорий Шмыков.
Необычный сувенир
Спрос на валенки, тем не менее, вырос. Заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Кувалин предполагает, что его могли вызвать не холода, а туристы. «Сейчас валенки — это нишевый продукт, во многом нацеленный на туристов. Внутренний туризм растет, и существенную часть прироста спроса составили путешественники. Они покупают валенки и другую войлочную продукцию как сувениры», — рассказал экономист.
Важно и то, что российские фабрики сделали валенки не серой и скучной обувью, как раньше, а настоящим дизайнерским аксессуаром. Эксперт считает, что новый ассортимент понравился покупателю, а значит, помог повысить спрос.
К тому же многие производители ушли в интернет. Онлайн-продажи валенок выросли с прошлого года на 43%. Дмитрий Кувалин уверен, что это привлекло любителей спонтанного шоппинга: «Многие наши производители начали себя активно вести на рынке, использовать для продвижения интернет-магазины и соцсети. И это дает свой эффект: продукция недорогая и подходит для импульсивных покупок», — добавил эксперт.
Теплые и натуральные
Директор Высшей школы финансов РЭУ им. Плеханова, доктор экономических наук Константин Ордов предположил, что спрос проявился из-за патриотизма: «Валенки могут являться неким артефактом российской культуры. А когда они еще и расшитые и украшенные, то показать их становится даже почетно».
Играет свою роль и «зеленый» тренд. «Такая обувь экологична и натуральна. Это начинает доминировать, и вдруг мы возвращаемся к забытым технологиям», — напомнил специалист. А еще, по его словам, валенки теплые и дешевые: кожаные сапоги могут быть очень дорогими, обувь на искусственном меху не греть, а привычные «пимы» и тепло сохраняют, и стоят недорого.