Примерное время чтения: 5 минут
1967

Токсичные заказы. Россиян предупредили об опасностях маркетплейсов

Не все товары, которые продают на маркетплейсах, безопасны. Эксперты рассказали aif.ru, что для примерки обуви недостаточно времени, среди игрушек встречаются контрафактные товары, некачественная электроника может взрываться, а проверить условия хранения продуктов покупатель не сможет.

Покорили сердца

Онлайн-магазины предлагают большой выбор привычных товаров, а пункты выдачи заказов есть на каждой улице. Доставляют покупки достаточно быстро — крупные склады есть в большинстве регионов. При этом у части маркетплейсов вещи привозят бесплатно, а неподошедшую по размеру одежду можно вернуть продавцу. Привлекает и цена — она существенно ниже, чем в торговых центрах.

«У маркетплейса нет затрат на аренду магазина или найм продавцов. Площадка тратится только на содержание склада, персонала, который собирает посылки и сайта. Работает эффект масштаба: при больших продажах вложения окупятся, даже с небольшой наценкой», — рассказал доктор экономических наук, профессор и заведующий кафедрой зарубежного регионоведения и международного сотрудничества РАНХиГС Владимир Осипов.

Модно и дешево

Одежду на маркетплейсах заказывать выгодно — выбор большой, а цены невысокие. Отзывы позволяют выяснить, насколько качественна вещь, которую предлагает продавец. Но есть и риски — в таких местах бывает много неоригинальных товаров. Площадки запрашивают документы на брендовую одежду, но продавцы не всегда их предоставляют. На маркетплейсе белую футболку можно купить за 190 руб., а в обычном магазине такая же модель стоит уже 400 руб. Цены на джинсы на онлайн-площадке начинаются от 350 руб., а в торговом центре — от тысячи.

Доктор экономических наук, главный научный сотрудник ФГБУН «Вологодский научный центр РАН» Светлана Теребова считает, что заказывать одежду на маркетплейсах удобно и безопасно. «Они предлагают широкий ассортимент, для жителей отдаленных регионов это большой плюс. Но есть риск столкнуться с необычный размерной сеткой или с тем, что заявленный состав не соответствует действительности», — рассказала эксперт.

Туфельки с подвохом

Покупать ли на маркетплейсе обувь — вопрос сложный. В обычном магазине покупатель может примерить сразу несколько пар, а понравившуюся проверяет 10-15 минут. При этом в пунктах выдачи онлайн-покупок не всегда есть условия для полноценного тест-драйва кроссовок. Пренебрегать качественной примеркой нельзя: неправильно подобранная обувь может привести к разным заболеваниям.

На маркетплейсах можно найти кеды по цене от 300 руб., а в магазине они стоят от 600 руб. Онлайн заказать пару женских босоножек можно за 240 руб., а за аналог в торговом центре нужно заплатить 300 руб.

Светлана Теребова рекомендует тем, кто заказывает обувь онлайн, быть внимательнее. «Трудно угадать с размером. Такие вещи безопаснее приобретать в офлайн-магазинах. При покупке через маркетплейс не всегда есть время на то, чтобы проверить пару как следует», — предупредила эксперт.

Токсичный друг

Заказать игрушку с маркетплейса дешевле, чем покупать в магазине, а качество, на первый взгляд, будет одинаковым. Но плюшевый друг может оказаться токсичным. В декабре 2022 года был скандал с Хагги-Вагги — в игрушках нашли фенол. Это вещество раздражает дыхательные пути и кожу, а еще может привести к аллергии. Мягких монстров временно сняли с продажи, но позже они вернулись на виртуальные витрины.

Медитирующую куклу Барби на маркетплейсе можно купить за 2,4 тыс. руб., а в крупном детском магазине она обойдется в 3,5 тыс. руб. Самая дешевая машинка на пульте управления продается на онлайн-витрине за 220 руб., а в обычном супермаркете цена на такие игрушки начинается от 400 руб.

Светлана Теребова предупреждает, что на маркетплейсах легко столкнуться с подделками. «Все детские товары должны подлежать обязательной сертификации, но на маркетплейсах много контрафакта, который не проверяли. Нужно внимательно читать карточку товара и отзывы, проверять маркировку. Важно осмотреть упаковку и саму игрушку, узнать, кто продает этот товар», — уверена экономист.

Взрывоопасные заказы

Электротовары с маркетплейсов заказывают многие — провод для зарядки или дешевые наушники вряд ли испортят смартфон. Еще на онлайн-площадках можно купить технику известных брендов дешевле, чем в магазине. При заказе роботов-пылесосов или электросамокатов стоит соблюдать осторожность: некачественные аккумуляторы могут взорваться при зарядке.

Смартфон с 4 гб оперативной памяти и 128 гб постоянной памяти можно заказать на маркетплейсе за 10,7 тыс. руб., а у крупного продавца электроники за него нужно заплатить 12 тыс. руб. Фитнес-браслет онлайн продают за 2,9 тыс. руб., а в обычном магазине он стоит 3,5 тыс. руб.

Покупатель может столкнуться со сложностями с гарантией. «Крупную электронику и бытовую технику безопаснее приобретать у крупных поставщиков. В пункте выдачи ее нельзя тщательно проверить, а маркетплейс — посредник между продавцом и покупателем, поэтому могут быть проблемы с возвратом», — предупредила Светлана Теребова.

Вкусные риски

Редкие специи, растительные масла, чаи и кофе — маркетплейсы выручают жителей сел или маленьких городов России. Но на виртуальной витрине можно встретить продукты, которые требуют особых условий хранения. К продаже йогуртов и колбас площадки подходят по-разному. Одни не предлагают продукты, которые нужно держать в холодильнике, другие позволяют заказать их только с доставкой на дом. Приправу для мясных блюд в одноразовой мельнице на маркетплейсе продают за 250 руб., а в обычном гипермаркете за 360 руб. Пачка макарон на онлайн-витрине стоит 48 руб., а в магазине — 80 руб.

«Продукты питания напрямую связаны со здоровьем и безопасностью. Мы не можем лично проверить, правильно ли их хранят и перевозят. Поэтому товары, которые имеют небольшой срок годности или требуют особых условий хранения, нужно приобретать с осторожностью», — рекомендует Светлана Теребова.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах