Примерное время чтения: 4 минуты
1596

Сюрприз на полке. Поставщики потребовали от магазинов менять цены чаще

Производители и поставщики продуктов потребовали от торговых сетей минимум на четыре месяца признать волатильность курса рубля достаточным основанием для пересмотра цен каждые 14 дней. Об этом сказано в письме Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» в адрес Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС).

Переговоры между поставщиками и продавцами будут непростыми, но сторонам придется найти компромисс, поскольку от цен на продукты зависит жизнь каждого человека в России, рассказали aif.ru члены комиссии МЭС по применению Кодекса добросовестных практик Игорь Караваев и Александр Борисов.

О чем спор между поставщиками и продавцами

Из-за обвала рубля производители и поставщики продуктов столкнулись с быстрым ростом цен на импортные и зависимые от экспортных цен отечественные компоненты, в том числе пшеницу и подсолнечное масло. Кроме того, участники «Руспродсоюза» пожаловались на рост тарифов грузовых перевозок и недопоставку машин логистическими компаниями из-за дефицита тягачей и водителей.

В России принят Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. Согласно статье 8 этого документа срок согласования изменения цен не должен превышать 45 календарных дней от даты получения уведомления об изменении цены потребительского товара, если иное не предусмотрено договором.

При этом Кодекс требует, чтобы при согласовании изменения цены товара обеспечивалась «прогнозируемость, предсказуемость и экономическая обоснованность, обеспечивающая контрагентам возможность достигнуть соглашения о новых ценах или, если соглашение не достигнуто, осуществить поиск альтернативного контрагента».

Чтобы не поставлять в магазины подорожавшие продукты по старым ценам, участники «Руспродсоюза» предложили торговым сетям втрое сократить максимальный срок согласования изменения цен — с 45 до 14 календарных дней — как минимум до конца года, а также признать волатильность валют достаточным обоснованием для такого изменения.

«Поставщики в условиях резкого роста себестоимости и длительности процедуры согласования изменения цен поставки товаров в торговые сети вынуждены нести убытки от реализации товаров ниже себестоимости, а также оплачивать штрафы за несвоевременную поставку продукции не по своей вине», — сказано в письме ассоциации в МЭС.

Что будет с ценами в магазинах

Рядовые покупатели в торговых сетях могут наблюдать смену ценников хоть каждый день и не замечать за этими действиями никакой логики, однако ценообразование никогда не происходит спонтанно, рассказал aif.ru член комиссии МЭС, председатель совета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты РФ Александр Борисов.

«Магазины могут меняют ценники у себя на полке без дополнительного согласования, но на самом деле цены договорные, и это сложнейший механизм, в котором задействованы не только сами торговые сети, но также поставщики сырья и производители продуктов. Если в этом механизме что-то поменять, то это обязательно скажется на всех участниках этой цепочки, условно говоря, от коровника до покупателя молока», — объяснил Борисов.

В одностороннем порядке сроки согласования цен поменять нельзя, поэтому состоятся переговоры, на которых сторонам придется выработать компромисс и добиться консенсуса, чтобы в результате ни одна из сторон не чувствовала себя ущемленной, добавил эксперт.

Предложения «Руспродсоюза» по сокращению срока согласования цен и их прямой привязке к курсу валют могут привести к росту стоимости товаров, заявил aif.ru глава комиссии МЭС, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.

«Крайне рискованно изменять общие условия принятия цен, сложившиеся в товаропроводящей цепочке, в том числе принимать рост валютного курса как безусловный и всеобъемлющий фактор, не требующий детального анализа и обсуждения. Торговые сети находятся в тех же условиях, что и производители с поставщиками, в частности, также сами испытывают давление проинфляционных факторов», — подчеркнул Игорь Караваев.

Владельцы и управляющие торговых сетей осознают, насколько важно обеспечить доступность товаров для потребителей, и члены АКОРТ прикладывают все усилия, чтобы сдерживать рост цен, отметил Караваев. Поэтому ассоциация ожидает таких же действий от поставщиков.

«Кроме того, степень влияния курса сильно различается по разным группам поставщиков, поэтому сам факт изменения курса рубля вряд ли может стать причиной для изменения общих правил. Все изменения должны обсуждаться индивидуально, между отдельными поставщиками и торговыми сетями. Ассоциация и ее участники понимают озабоченность поставщиков и готовы совместно искать и обсуждать решения», — заключил Игорь Караваев.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах