Для примерно трети посетителей аптек (прежде всего людей малообеспеченных и/или с наличием серьёзных, особенно хронических заболеваний) такой рост цен стал серьёзной и острой проблемой семейного бюджета. Независимый консультант Алексей Славич-Приступа дал оценку сложившейся ситуации.
Действующие в настоящее время меры сдерживания стоимости лекарств в РФ (ограничение цен производителей и наценок на ЖНВЛП), безусловно, играют довольно заметную роль. Однако подавляющее большинство аптек действуют по привычным шаблонам и выбирают стратегию охвата всех типов клиентуры. А для двух третей населения характерный режим аптечных покупок эпизодический: порядка 300–500 руб. всего несколько раз в год. Такие потребители не особенно присматриваются к ценам, что естественным образом отнюдь не стимулирует их сдерживание.
Словарь
- Инфляция – повышение цен на товары и услуги.
- Девальвация – снижение официального курса национальной валюты по отношению к основным твёрдым валютам.
- Дискаунтер – тип магазина, торгующего в розницу по ценам, приближённым к оптовым.
«Подстроить» цены
Гибким инструментом, способным «подстроить» в определённом сегменте аптечные цены под запросы наиболее нуждающейся в этой категории населения, могут выступить специализированные «жёсткие» аптечные дискаунтеры: для них вполне реально снижение цены (в среднем по ассортименту) на 20–30% относительно среднегородского уровня за счёт сокращения затрат:
на помещение – минимизация торгового зала и подбор недорогого местоположения. В частности, значительная экономия и соответственно минимальные цены возможны у интернет-аптек. Однако запрет доставки лекарств загнал дистанционные аптечные продажи в «серое» правовое поле и блокирует их развитие;
на товарные запасы и склад – ограничение постоянно поддерживаемого ассортимента и переход к работе в значительной степени или даже преимущественно по предварительному заказу;
на витринное оборудование;
на сервис: менее жёсткий контроль длины очередей, ограничение консультаций более узким кругом вопросов (подбор синонимов/аналогов, порядок приёма и т. п.).
Вредная «консервация»
Сейчас дискаунтеры с действительно низкими ценами если и встречаются в большинстве городов, то занимают лишь считанные проценты рынка (у основной массы аптек, рекламирующих низкие цены, они в действительности обычно мало отличаются от среднерыночных – в пределах 10%). Аптекари консервативны и привыкли работать с не очень требовательной к ценам, «эпизодической» клиентурой, фокусировка на наиболее экономных покупателях кажется рискованной и непривлекательной. Изменение ситуации в короткие сроки и доведение рыночной доли «жёстких» дискаунтеров до реально востребованных 10–20% реально только при условии специальной господдержки.
Государство нас поддержит
Достаточно простым и привычным критерием поддержки дискаунтеров мог бы стать размер наценки – порядка 10% на относительно дорогие препараты (скажем, стоимостью свыше 500 руб.). Возможно также использование более сложного, но хорошо зарекомендовавшего себя в ряде стран метода формирования наценки не в процентах, а как твёрдой, фиксированной суммы за каждую упаковку («стоимость транзакции») вне зависимости от уровня цены.
Многие наиболее актуальные меры государственной поддержки могут быть реализованы на чисто региональном уровне: льготы по арендным платежам и местным налогам, субсидирование процентной ставки по кредитам. Если потребность в дискаунтерах срочная и острая, может быть использовано бюджетное дотирование. Вероятно, в апробированной в мировой практике форме: фиксированная доплата за каждую отпущенную упаковку.
На федеральном уровне важное направление развития дискаунтеров – возврат к мировой практике в отношении интернет-аптек: полная их легализация посредством отмены запретов на доставку лексредств (разумеется, с соблюдением всех аспектов лицензирования и фармпорядка, включая обеспечение температурного режима при доставке).