Примерное время чтения: 6 минут
3380

Сравняли полками. Маркетплейсы в России хотят лишить преимуществ

Бурное развитие онлайн площадок, клиентами которых стали миллионы россиян, не дает покоя желающим «упорядочить» их работу. Например, маркетплейсы предлагается лишить преимуществ и фактически уравнять в правах с обычными торговыми сетями. Насколько оправдано такое решение в случае его принятия, разбирались эксперты aif.ru.

Команда ФАС

Законопроект, предлагающий упорядочить и регулировать деятельность маркетплейсов, появился еще в сентябре 2023 года, но внимание общественности к нему было привлечено недавним заявлением Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России. По мнению антимонопольщиков, в стране сейчас доминируют два гиганта — Wildberries и Ozon — «коллективные монополисты» с долей рынка онлайн-торговли в 80%. Это не было обвинением, но участники рынка напряглись, а потребители заинтересовались, чем может грозить вмешательство сверху. Потому что маркетплейсы, как их ни критикуй — за контрафакт, штрафы за возврат товара и т. д. — успели прочно войти в жизнь миллионов россиян. Кажется, по-другому и быть не могло — на любой из ведущих торговых интернет-платформ ассортимент товаров достигает сотен тысяч наименований любой категории: от электроники и одежды до игрушек и товаров для животных. Плюс к этому — возможность сравнить товар на разных площадках и выбрать наиболее выгодную цену, качество, а также заказать доставку практически в любой населенный пункт, где есть пункт выдачи или почта. Теперь над всем этим потребительским изобилием навис жирный знак вопроса в лице государства, которое уже с 1 апреля, если законопроект будет одобрен на всех этапах утверждения, сможет вмешиваться в работу марктеплейсов.

Взять и поделить

С тем, что необходимость определить рамки и полномочия маркетплейсов назрела давно, согласно большинство участников рынка и экспертов. Проблема в том, как сделать это так, чтобы не навредить сложившейся и довольно эффективной модели торговли, оборот которой по итогам прошлого года может после подсчетов достичь 6 трлн рублей. К тому же ряд пунктов законопроекта, по мнению экспертов, фактически приравнивает маркетплейсы к торговым сетям.

Например, к интернет-площадкам предлагается применять ограничения, которые действуют в отношении традиционных продуктовых сетей. В частности, им запрещено покупать или арендовать новые площади, если на них уже приходится от 25% товарооборота в регионе, городе, муниципальном районе или округе. Вроде бы — непорядок, поскольку маркетплейсы не ограничены в открытии новых пунктов выдачи. По мнению разработчиков законопроекта, такое положение дает интернет-площадкам конкурентные преимущества перед офлайн-торговлей, а потому должно быть устранено — то есть всех уравнять. Впрочем, рядовые потребители вряд ли будут в восторге от этого — больше пунктов выдачи товаров — больше выбор и проще процесс покупки и доставки. Кроме того, интернет-платформы должны будут нести ответственность практически за каждый проданный товар. С одной стороны — звучит справедливо, с другой — нереализуемо, потому что не учитывает специфику интернет-торговли. В этом случае каждая партия потребует предпродажной проверки, для проведения которой нет ни средств, ни сил, учитывая огромный ежедневный оборот интернет-платформ. Есть и чисто специфические требования, касающиеся регламента их работы с поставщиками, продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов.

Как пояснял ранее президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Александр Калинин, когда регулятор появляется у того или иного рынка, ухудшается его экономика и повышаются издержки. Так что остается надеяться, что какие-то проблемные моменты удастся снять в процессе обсуждения. «Наверное, будут и какие-то подзаконные акты, потому что все сразу учесть будет трудно», — отметил он.

Удар по ценам

«Регуляторное ограничение доли маркетплейсов на рынке — мера прямого сдерживания конкуренции, которая не лучшим образом скажется на состоянии отрасли, — считает завкафедрой общественных финансов Финансового университета при Правительстве РФ Маргарита Васюнина. — В числе пострадавших — рядовые покупатели, так как предлагаемые квоты непосредственным образом снизят доступность и удобство покупок. Наличие большого количества пунктов выдачи товаров с удобным графиком работы — одно из очевидных конкурентных преимуществ электронных площадок по сравнению с иной розничной торговлей. Кроме того, нельзя не учитывать вероятность роста стоимости товаров, предлагаемых на площадках, и снижения запуска новых сервисов для покупателей».

Аналогичную позицию разделяет и доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН Сергей Смирнов. «Равнять марктеплейсы с торговыми сетями нельзя: это же разные технологии, разный механизм управления, разная логистика и много чего разного! — восклицает он. — Маркетплейсы созданы как экономически эффективная модель торговли с минимальными расходами на управленческо-административный аппарат, с отлаженной производственной цепочкой и так далее. Я видел комментарии к этим предложениям, и в большинстве из них, будь то коммерсант или простой покупатель, сквозит одна мысль: предлагаемые изменения неизбежно приведут сначала к неразберихе, связанной с реализацией требований по „разукруплению“, а потом к неизбежному росту цен на весь ассортимент, потому что потери надо будет как-то компенсировать. Повторюсь — зачем регулировать и перестраивать то, что уже эффективно работает и развивается?»

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах