Примерное время чтения: 8 минут
1100

Место торга. В России ищут способы регуляции работы маркетплейсов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. Хвост сдал — хвост принял 31/01/2024
/ gorodenkoff / istockphoto.com

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ назвала маркетплейсы Wildberries и Ozon «коллективными монополистами» с долей рынка в 80%. Это пока не обвинение, но сигнал о том, что власть обратила свое внимание на стремительно развивающийся рынок. Что последует за таким заявлением, пока неизвестно, но эксперты aif.ru считают, что регулировать этот рынок нужно. Проблема в том, как это делать.

Гипермакет на диване

На смену примитивной торговле товарами по почтовым каталогам, захлестнувшей Россию в 90-е, пришла техническая революция. Сначала в виде «магазинов на диване», когда товар с экрана телевизора можно сразу заказать по телефону, затем в виде интернет-магазинов и, наконец, онлайн-площадок. Собственно, с английского «маркетплейс» и переводится дословно как «торговая площадка». В отличие от интернет-магазина здесь продаются товары самых разных категорий и, что самое главное, — разных производителей и брендов — от всемирно известных до доморощенных. Причем товары можно сравнивать и выбирать продавца с лучшей ценой — почти как на рынке, можно заказать с доставкой за умеренную плату или получить его на почте или в пунктах выдачи заказов. Число которых растет с каждым днем, причем в некоторых вещь перед покупкой можно примерить. Так отпадает надобность ехать в магазин или крупный торговый центр, поскольку ассортимент у маркетплейсов огромен — ни один ТРЦ с ними не сравнится.

Не выходя из дома, россияне чаще всего приобретают бытовую и цифровую технику, товары для дома, мебель, одежду и обувь, продукты питания, средства личной гигиены и косметические товары. Всего — около 400 млн артикулов товаров.

В России наиболее популярными являются такие площадки, как Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, СберМегаМаркет и AliExpress Россия. При этом оборот у них с каждым годом растет как на дрожжах. Если в 2021 году оборот маркетплейсов составил 3,9 трлн рублей, в 2022 году — уже около 5 трлн, а по итогам прошлого года — от 6 трлн до 7 трлн. рублей, по разным оценкам. Количество занятых в этой сфере исчисляется сотнями тысяч человек, но точная цифра неизвестна.

«Маркетплейсы — самые популярные каналы продаж, которые заняли прочное положение в структуре онлайн-торговли, — считает завкафедрой общественных финансов Финансового университета при Правительстве РФ Маргарита Васюнина. — По разным источникам, на долю маркетплейсов приходится от 77% до 95% онлайн-заказов. В последние годы отмечается стремительное наращивание объемов продаж на цифровых платформах: если в 2021 году на их долю приходилось до 4% розничного оборота по России в целом, то в прошедшем году эта цифра увеличилась более чем в три раза».

Но реальность такова, что по мере усиления позиций маркетплейсов на рынке электронной коммерции к данным компаниям возникает все больше вопросов. Например, по поводу продажи контрафактных товаров. Только за третий квартал 2023 года ФАС у электронных продавцов было заблокировано более 1,7 миллиона карточек подобных товаров.

 

Как сказала ФАС

Первые шаги законодательной регламентации электронной коммерции в России были предприняты еще в начале 2000-х годов в виде проектов специальных федеральных законов об электронной торговле. Но они так и не были реализованы. Судя по всему, сейчас ситуация назрела.

«В прошлом году число ИП (индивидуальных предпринимателей) в России рекордно выросло — на 350 тысяч. Больше половины из них — это люди, которые зарегистрировались как ИП, чтобы работать на этих маректплейсах, — заявляет президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства „ОПОРА России“ Александр Калинин. — В свете последних событий можно отметить две тенденции. Первая — когда регулятор (государство) появляется у рынка, то, как правило, он принимает решения, которые ухудшают экономику и повышают издержки. Сигнал, который подал ФАС, объявив двух доминирующих гигантов, означает, что у антимонопольного ведомства появился весь инструментарий, чтобы вмешиваться в их работу. И это тревожный сигнал. С другой стороны, ФАС тоже не с пустого места сделал такое заявление, поскольку было действительно много жалоб на их работу по поводу возврата товаров, контрафакта, продвижения товаров, перекладывания издержек и так далее. Другое дело, что этому сектору свойственны болезни взрывного роста. Оборот той же WB превысил триллион рублей. И когда компании растут кратно год к году, внутренние процедуры просто не успевают за ростом рынка. Плюс их постоянно атакует еще и традиционный ретейл: привычные нам торговые сети. Которым не нравится, что у них „отъедается“ доля рынка, причем все большая с каждым годом».

Площадки в законе

О том, что регулирование такого вида торговли необходимо, снова заговорили прошлой осенью, с внесением проекта поправок к законам «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» и «О защите прав потребителей». Ожидается, что рассмотрены они будут в весеннюю сессию Госдумы.

«Маркетплейсы, как совершенно новое явление и механизм торговли, требуют регулирования на уровне законодательства, — считает зампред Комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. — Здесь можно обозначить очень широкий спектр: это и его правовой статус как торговой электронной площадки, и регулирование отношений между этой площадкой и продавцами и работниками этих площадок. Наконец, нельзя забывать о защите прав покупателей. Весь этот спектр вопросов находится сегодня в стадии обсуждения. В котором, кстати, принимают участие и представители этой отрасли, и организаций потребителей, и, разумеется, государство».

С тем, что закон, который должен защищать в том числе и сами маркетплейсы, нужен, согласен и Александр Калинин. «Наверное, будут какие-то и подзаконные акты, потому что все сразу учесть будет трудно, — предположил он. — К тому же сами маректплейсы тоже хотят, чтобы их бизнес был более клиентоориентирован и понятным не только для поставщиков, но и для потребителей».

Впрочем, есть и опасения в том, что государство может сломать привычный комфорт, который успели оценить многие потребители.

«С одной стороны, государство можно понять — контроль за подобными гигантами позволяет эффективнее собирать налоги с быстрорастущей отрасли, — говорит ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН Сергей Смирнов. — Но вот простым гражданам зачастую становится тревожно, когда власть пытается что-то „улучшить“ или „отрегулировать“. Меня, например, как клиента таких площадок, в их работе устраивает почти все: возможность сравнить цены, не выходя из дома сделать заказ, вернуть товар или деньги за него и т. д. По-моему, такие сферы должен регулировать покупатель свои кошельком. А государство могло бы не давить на монополистов, а создавать условия для появления у них конкурентов».

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах