Примерное время чтения: 4 минуты
280

Пока так. Эксперты объяснили продление маркировки алкоголя в Прибалтике

Быстрого переноса маркировки импортного алкоголя из Прибалтики в Россию не будет — соответствующий закон приняла Госдума. Согласно документу, эксперимент, по которому акцизные марки клеят в нескольких регионах страны, продлен до 2026 года. Эксперты aif.ru объяснили причины такого решения.

Где клейма ставить

Суть проблемы заключается в том, что около 20 лет назад маркировка импортного алкоголя акцизными марками из России была перенесена в Латвию — во избежание поставок контрафакта. С тех пор прошло много времени, ситуация в России нормализовалась, но марки по-прежнему клеят в Прибалтике. В результате, кстати, по итогам прошлого года главным поставщиком виски в Россию стала Латвия, а на втором месте — Литва.

Для исправления ситуации властями было решено провести эксперимент и организовать нанесение маркировки на бутылки с алкоголем в России. Точнее — в Москве и Санкт-Петербурге, Брянской, Владимирской, Калининградской, Ленинградской, Московской и Смоленской областях, а также в Краснодарском крае и Республике Татарстан. В нем было задействовано 16 таможенных складов, 13 складов временного хранения и 97 организаций-импортеров алкогольной продукции и завершиться он должен был 31 мая этого года.

В середине февраля таможня, которую такое положение дел не устраивает, поторопила российских поставщиков и попросила активизировать перенос маркировки в Россию. Аналогичной точки зрения придерживается и Минфин, который предлагает найти механизмы запрета маркировки за пределами России. Тем не менее маркировка на российской территории остается в виде эксперимента еще на два года.

Марочные любители

Действия властей вполне объяснимы, считают отраслевые аналитики. С одной стороны, нынешнее положение дел, когда деньги за процесс маркировки остаются у противников России, не может устраивать. С другой, быстро перенести этот технологический процесс на родную почву тоже проблематично, и дело даже не только в сопутствующих затратах и нехватке квалифицированных кадров (хотя и эти проблемы присутствуют).

«На пути полного возвращения маркировки в Россию есть определенные сложности, — отмечает руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев. — Импорт инертен, особенно сейчас. Если предположить, что импортер захочет моментально развернуть логистику на Россию, у него возникнет проблема. Марки на партию вина отправляются в Прибалтику заранее. Если переводить маркировку в Россию, их нужно оттуда забрать. А это сейчас процедура, сопоставимая по сложности с реэкспортом. И делать это по нынешним временам нужно через третьи страны».

Аналогичной точки зрения придерживается и глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. По его мнению, при завозе алкоголя через Прибалтику и ее маркировке там идет не просто оклейка акцизными марками. Сегодня Прибалтика — это огромный перевалочный пункт. «Сейчас в этом бизнесе заинтересованы представители обеих сторон, — отмечает он. — Западные компании-производители вина, виски, джина и любого другого алкоголя опасаются из-за санкций поставлять свою продукцию в Россию напрямую».

Поэтому, по его словам, ситуация, когда местом назначения виски из Шотландии стоит «Латвия», сейчас многих устраивает. Видимо, еврочиновники пока позволяют играть прибалтам роль перевалочного звена и закрывают глаза на эту ситуацию. «Я сам категорический сторонник перенесения этих технических процедур в Россию, ибо незачем давать зарабатывать своим противникам, — говорит Дробиз. — Но если сделать этот переход резким и одномоментным, то мы ударим и по себе — по своим поставщикам. Если мы сейчас в категоричной форме переносим все в Россию, то львиная часть поставок просто прекратится. Потеряв транзитную Прибалтику, как гонять тогда алкоголь в Россию? Через Китай?»

Поэтому, как полагают эксперты, продление эксперимента — мера вынужденная. При этом поставщикам не стоит расслабляться — несмотря на рекомендательный (опытный) характер отечественный маркировки, нежелающих принимать в ней участие будут стимулировать различными мерами воздействия. В том числе и финансовыми — как со стороны таможни, так и Минфина, который наверняка придумает свои методы. 

Ранее эксперты сообщили, почему растет потребление вина в российских ресторанах и кафе.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах