С 1 июля вступают в силу правила учета алкоголя на предприятиях общественного питания: ресторанах, барах, кафе и прочих заведениях подобного рода. Эксперты aif.ru объяснили, к каким результатам должен привести строгий учет алкогольной продукции.
Открыл — не выпил
Сейчас в общепите действует порядок — открытая бутылка алкоголя считается проданной, что вроде бы логично. С другой — на то и специфика заведений, где вскрытие бутылки означает начало процесса: часть ее может быть выпита, часть пойти на коктейли, а часть — на приготовление соусов или той же «ромовой бабы». Теперь все меняется. Открытая бутылка проданной не считается — путь ее содержимого власти решили отслеживать до последней капли в рамках Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Делать это планируется при помощи сканеров, как сейчас происходит регистрация продажи и учета алкоголя в магазинах. На бумаге все выглядит гладко, однако то, как это будет реализовано на самом деле, вызывает вопросы даже у отраслевых экспертов.
Контрафактный соблазн
«Наиболее активно „левый“ алкоголь у нас всегда покупали представители так называемой барной индустрии, — отмечает глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. — Это не значит, что в этой сфере все поголовно криминализированы. Просто раньше это было практически повсеместно, а как сейчас — не могу судить».
По его словам, очень велик соблазн: бармен открыл бутылку и дальше может ее «бодяжить», сколько угодно. И поймать его за руку сложно — кто знает, когда бутылку открыли, куда и сколько из нее наливали. «Но стоит отметить, что во всей этой общепитовской системе обращается довольно незначительное количество алкоголя, — напоминает Дробиз. — У нас около 50 тыс. баров, кафе и ресторанов, в которых продается всего 5-7% разного вида алкогольных напитков от общероссийских продаж».
С одной стороны — капля в море. Но с другой — важна денежная составляющая, так как это очень финансовоемкий сектор. Потому что наценки здесь достигают 200-300%, так что каждая капля дорогого стоит в прямом смысле. Подменять там настоящий алкоголь, особенно импортный и премиальный, невероятно выгодно. «Во-первых, во вкусах алкоголя у нас все равно никто ничего не понимает, и вряд ли найдется знаток, который отличит на вкус в коктейле „Кровавая Мэри“ водку Grey Goose от какой-нибудь контрафактной, — отмечает эксперт. — А разница в цене — огромна, так что желание властей довести учет до последней капли из выжатой бутылки вполне объяснимо. Другой вопрос — как это все можно реализовать на практике. Наверное, есть какие-то технологии, раз этот вопрос снова подняли».
Меняем тару
С тем, что с технологической точки зрения реализовать идею будет проблематично, согласен и руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. Впрочем, по его мнению, проблему могла бы решить продажа в заведениях общепита алкоголя в порционной таре. «Например, в небольших бутылочках емкостью в 100 миллилитров, — уточняет эксперт. — Ее будет видеть покупатель, к тому же наличие необходимой маркировки проконтролировать гораздо проще». Правда он уточняет, что речь в этом случае должна идти только о крепком алкоголе, таком, как водка, коньяк, джин, виски и так далее.
Ранее сообщалось о том, что Италия вышла на первое место по поставкам вина в Россию.