Стоимость бензина на заправках растёт. С начала года плюс 50 копеек — до 50,88 руб. за литр в среднем по стране. Дизельное топливо подорожало почти на 1 руб. — до 54,78. «АиФ» выяснял, что будет с ценами дальше и к чему это приведёт.
В ущерб качеству
От растущих цен на топливо больше всего страдают простые автомобилисты. Желая больше заработать, владельцы заправок продают плохое горючее или недоливают его. Таких нарушителей регулярно выявляет Росстандарт. В 2021 г. ведомство отобрало и испытало 1193 образца бензина и дизеля, и 4,9% из них не соответствовали нормам. По результатам других проверок, например, межрегиональной общественной организации «Народный контроль», в прошлом году некачественное топливо было обнаружено в 9% проб, взятых на АЗС Нижегородской обл. Во Владимирской обл. не соответствовали нормам 2% проб бензина и 8% – дизеля.
Другой способ обмана – недолив. Специальные хакерские программы позволяют отпустить на 5–10% топлива меньше. «Если у автовладельца есть подозрение, что ему недолили топливо, он имеет право потребовать проверить колонку с помощью специального мерного устройства, которое должно быть на каждой АЗС. Если подозрения подтвердятся, деньги за недолив должны вернуть», – советует председатель правления «Народного контроля» Алексей Смирнов. Каким АЗС больше доверия, а какие лучше проезжать мимо? «Заправки, расположенные в спальных районах городов или в небольших посёлках, особо не обманывают, – продолжает эксперт. – Если они будут недоливать, к ним местные жители просто больше не приедут. На федеральных трассах сейчас в основном крупные компании, которые всё отслеживают. А вот на маленьких АЗС на трассе, напротив, есть риск нарваться как на некачественное топливо, так и на недолив».

Срочные меры
Видя, что происходит с ценами на горючее, правительство России решило принять дополнительные меры для их сдерживания. 15 февраля в Госдуму был внесён законопроект, предлагающий скорректировать параметры так называемого демпфирующего механизма на топливо. Благодаря ему нефтяные компании получают компенсацию из бюджета за то, что продают бензин и дизель внутри страны по ценам ниже экспортных. Это сдерживает рост стоимости топлива на АЗС. Но если цены в России оказываются выше экспортных, уже нефтяники платят в бюджет.
В этот раз правительство решило увеличить в формуле демпфера размер компенсации разницы между экспортной и индикативной (внутренней) ценой по бензину с 68 до 83% и по дизельному топливу – с 65 до 83%. По мнению экспертов, это снизит риск резкого роста оптовых цен. Что же касается ценников на заправках, они продолжат идти вверх, но не выше инфляции, поскольку несколько лет назад правительство и нефтяные компании неофициально договорились, что топливо на АЗС не должно дорожать быстрее роста потребительских цен.
«Какой будет инфляция, настолько увеличится и стоимость топлива. ФАС это контролирует и никому не даст поднять цены выше, – заявил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надёжный партнёр» Дмитрий Гусев. – Если в этом году инфляция останется на тех же уровнях, что и в 2021‑м, т. е. 8–10%, на столько же может вырасти и стоимость топлива. Это примерно 4–5 руб. за литр в течение года».
Конечно, стоимость топлива может расти и ниже инфляции, например, если цены на нефть идут вниз. В 2020 г. так и было – инфляция равнялась 4,9%, а бензин подорожал на 2,5%. Однако в этом году на такое рассчитывать не приходится. «Даже если мировые цены на нефть пойдут сейчас вниз, цены на бензин в России всё равно будут расти на уровне инфляции. Потому что в настоящий момент прибыль АЗС совсем невелика, – отметил президент Независимого топливного союза Павел Баженов. – Полагаю, что в этом году инфляция составит 5–6%, и розничные цены на бензин вырастут примерно на ту же величину».
По оценкам ИГ «Петромаркет», на 17 февраля чистая прибыль АЗС при продаже АИ-92 в среднем по стране была 1,7 руб. на литр, а при продаже АИ-95 – 3 руб. А вот торговля дизелем как летних, так и зимних сортов сейчас убыточна – 2 и 4 руб. за литр соответственно. Выходит, у владельцев заправок нет повода тормозить цены.
Нефтяное ускорение
Подорожание бензина на заправках ускорилось в прошлом году, тогда его стоимость выросла на 8,8% после скромных 2,5% в 2020-м. Дизельное топливо прибавило ещё больше – 10,8% (2020 г. – 1,8%).
У потребителей своя статистика, и они готовы поспорить с официальной. В Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» сообщили, что стоимость дизеля в прошлом году по стране выросла на 16–19%. «К примеру, в начале 2021 г. на одной из заправок в Санкт-Петербурге дизель стоил 47,5 руб., а в декабре – 54,12 руб. То есть цена за год выросла на 14%», – говорит президент ассоциации Владимир Матягин.
Одна из причин подорожания горючего на российских АЗС – рост мировых цен на нефть. Из-за них повышается стоимость бензина и дизеля на зарубежных рынках, в частности, на европейском, куда Россия продаёт больше всего топлива. «Подорожание автобензина и дизтоплива в Европе увеличивает нетбэки (это альтернативная цена продажи топлива на экспорт. – Ред.), – пояснила руководитель проектов исследовательской группы «Петромаркет» Анна Лишневецкая. – Их прирост производители топлива частично перекладывают в рост своих отпускных цен. А рост оптовых цен, в свою очередь, приводит к удорожанию топлива на АЗС».
Кстати, нефтяные цены останавливаться не собираются. С начала года они выросли почти на 18% и перевалили за 90 долл. за баррель – впервые с 2014 г. Как известно, у нас нефть дорожает – цены на бензин растут, дешевеет – они всё равно растут… Но в данной ситуации у топлива есть особо веский повод дорожать.