Взлёт интереса россиян к игристым винам и настойкам — ответ на рост акцизов, пояснил aif.ru глава Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.
По данным Росалкогольтабакконтроля в этом году россияне рекордными темпами скупают алкоголь. Год ещё не завершился, а в рознице уже реализовано свыше 184 млн декалитров (дал) алкогольных напитков. По предварительным подсчётам, это максимальный показатель с 2017 года — начала ведения статистики по продажам.
В лидерах традиционно находится водка, но наибольший рост спроса показали ликеро-водочные изделия (настойки, наливки, ликёры, бальзамы) и другой крепкий алкоголь (виски, ром, джин, кальвадос и т. п.). Их продажи составили с начала 2024 года 13,2 и 11,3 млн дал соответственно — плюс 16,6% и 15,7% по сравнению с прошлым годом.
«Парадоксально, но при росте продаж потребление алкогольной продукции на душу населения (в литрах этанола) в России с начала года не только не выросло, но и, наоборот, сократилось — с 8,33 до 7,92 литров чистого спирта», — отмечает доцент кафедры статистики РЭУ им. Плеханова Ольга Лебединская.
По мнению Шапкина, общее потребление алкоголя всё же растёт, но совершенно незначительно. В основном, по его словам, идёт переток потребителей из одних секторов в другие. Причём вызвано это деятельностью государства.
«Введение маркировки пива „вымыло“ огромный сегмент псевдопивных напитков, покупатели которых стали смещаться в сторону игристых вин», — отмечает он.
Рост акцизов на готовые коктейли привёл к десятикратному сокращению их выпуска. В итоге наши покупатели переключили свой интерес в сторону того же игристого и спиртных напитков — чтобы самостоятельно готовить коктейли.
«А рост акцизов на вина и их подорожание привёл к увеличению спроса на настойки», — заключил эксперт.
При этом, по его словам, в стране растёт интерес к виски, джину и рому. С уходом мировых брендов ранее экзотичные для нас напитки стали производиться в России и из-за этого стали гораздо доступнее.
Ранее сообщалось о том, как повлияет прекращение выпуска банок ёмкостью 0,5 литра на цену напитков, в том числе пива.