317

Минералка правит миром. В десятках стран пьют российскую воду

Сюжет Национальные проекты

Благодаря нацпроекту «Международная кооперация и экспорт» производители минеральной воды выходят на международные рынки. 

«С начала реализации национального проекта „Международная кооперация и экспорт“, т. е. с 2018 года, экспорт природной минеральной воды вырос на 12% и составил в 2019 году почти 16 млн долларов. Российская минеральная и газированная вода (40% от общего объема экспорта приходится на Ставропольский край, где разливаются „Нарзан“, „Ессентуки“, „Бештау“ и другие) экспортируется более чем в 60 стран мира. В географии поставок преобладают страны СНГ — Украина (35,8%), Белоруссия (15,6%), Азербайджан (11,8%) и Казахстан (9,1%), — что связано со схожими потребительскими предпочтениями россиян и граждан данных стран. Хорошую динамику в последние годы показывают поставки в Узбекистан и Монголию. Поставки в прошлом году заметно снизились в связи с пандемией, по данным ФТС России, за 11 месяцев — на 14,5%», — сообщил директор по поддержке экспорта агропромышленного комплекса группы компаний Российского экспортного центра Руслан Царгуш.

Большие перспективы открываются для российских производителей в Китае, но попасть на этот рынок пока нелегко.

«Экспорт в дальнее зарубежье безалкогольных напитков возможен при правильном позиционировании продукции и эффективен при относительно недорогой логистике. Так, на наиболее перспективном рынке — китайском — потребитель имеет иные по сравнению с нами вкусовые предпочтения, в частности некоторые виды нашей минеральной воды кажутся китайцам чересчур солеными. В Китае практически отсутствует культура потребления минеральных вод в оздоровительных целях, зато широкой популярностью пользуется обычная питьевая вода, в том числе известных европейских брендов. При этом одновременно есть серьезный запрос на ЗОЖ и здоровое питание. Емкость и потенциал китайского рынка колоссальны, поэтому необходима серьёзная работа по популяризации российских минеральных вод в Китае, получению заключений и одобрений местных регуляторов и институтов. Китай является крупнейшим в мире рынком бутилированной воды с долей 25% от общемирового потребления», — рассказывает Руслан Царгуш.

В рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» производителям минеральной воды оказывают различные меры поддержки: выдают экспортные субсидии, помогают в анализе рынков сбыта товаров, помогают участвовать в выставках, найти потенциальных покупателей. 

«Российским экспортным центром экспортерам минеральных вод предлагаются различные механизмы поддержки, начиная от аналитических инструментов, в том числе по поиску иностранных покупателей, мероприятий по продвижению, в том числе льготному участию в крупнейших международных выставках, проведению бизнес-миссий в перспективные страны, размещению продукции в постоянно действующих дегустационно-демонстрационных павильонах и на ведущих мировых электронных торговых площадках, оказания консультационной и субсидиарной поддержки в области логистики, сертификации и защиты товарных знаков и заканчивая страхованием риска неоплаты иностранным контрагентом и иными страховыми и кредитно-гарантийными продуктами. Всего в прошлом году РЭЦ поддержал 29 экспортеров минеральной воды, а годом ранее — 38 компаний», — сказал Руслан Царгуш.

В Ставропольском крае 20 компаний вывозят за рубеж минеральную воду. В прошлом году ее продали в 27 стран. Объем экспорта воды составляет 25% от всей пищевой и перерабатывающей промышленности в регионе. В 2020 году в крае продали 58,6 тыс. тонн минеральной воды на 11,9 млн долларов.

Самыми крупными экспортерами являются ГК «Холдинг Аква», ООО «Универсальный завод розлива минеральных вод «Аква-Вайт», ОАО «Кисловодский нарзан», ООО «Элита минерал групп», ОАО «Старый источник». 

За прошедший год ГК «Холдинг Аква» было экспортировано порядка 10 миллионов бутылок минеральной воды, в том числе легендарных «Ессентуки 4» и «Ессентуки 17». Продукция компании продается более чем в 15 странах мира, включая США, Канаду, Армению, Азербайджан, Китай и Новую Зеландию. В 2021 году планируется расширить географию продаж и начать поставки в Израиль, Турцию, Германию и страны Прибалтики.

«Аква-Вайт» из Ессентуков — ведущий изготовитель и оптовый поставщик безалкогольной продукции региона. Наиболее известной является торговая марка «Аллея источников». 

«Компания „Аква-Вайт“ занимается экспортной деятельностью с 2005 года.

Сегодня продукция компании представлена в странах СНГ (Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан, Украина, Белоруссия, Молдова), а также Эстонии, Германии, Австралии. За 2020 год объём экспорта составил 1,5 млн долларов. Планируем расширить географию продаж благодаря сотрудничеству со странами Ближнего Востока. При поддержке Министерства экономического развития Ставропольского края, ФПП, ежегодно принимаем участие в международных выставках „ПродЭкспо“, UzProdEdpo, Sial, Gulfood в составе коллективных стендов от Ставропольского края. Участие в выставках создаёт благоприятные возможности для встреч с постоянными клиентами и предоставляет возможность привлечь новых целевых клиентов, с последующим заключением договора поставки», — говорит директор ООО «Универсальный завод розлива минеральных вод «Аква-Вайт» Алексей Воинов.

В Самарской области поволжский комбинат «Родник» поставляет в Китай алкогольную продукцию и планирует отправлять туда и бутилированную питьевую воду. 

«С КНР мы сотрудничаем уже больше полугода: ежемесячно экспортируем по 25 тысяч бутылок алкоголя. В декабре прошлого года сделали первую отгрузку алкоголя в Казахстан. В 2021 году хотим начать реализацию ликеро-водочной продукции в страны ближнего зарубежья. Весной возобновим переговоры с Китаем, хотим в этом году продавать туда бутилированную воду объемом 0,5 и 1,5 л», — говорит руководитель отдела развития поволжского комбината «Родник» Иван Яшин.

В прошлом году Российский экспортный центр софинансировал участие «Родника» в агропромышленной выставке-ярмарке «Зеленая неделя».

«Наряду с 15 разнопрофильными предприятиями региона мы представляли Самарскую область в январе в Берлине. Если в этом году санитарно-эпидемиологическая обстановка позволит, то мы хотим за счет субсидирования поехать на международную выставку ProWine, которая пройдет в Китае, и найти клиентов для нашей продукции», — сказал Иван Яшин.

Многие производители получают возможность пройти бесплатное обучение для эффективной реализации экспортного проекта. Так, представители ООО «Завод по добыче и розливу минеральных вод Башкортостана «Красноусольский» приняли участие в акселерационной программе «Экспортный форсаж» для предпринимателей. Первый образовательный модуль (всего двухдневных интенсивов шесть) начался в Уфе в январе. Через 12 месяцев компании-участники уже смогут заключить новые внешнеторговые контракты. По словам председателя Государственного комитета РБ по внешнеэкономическим связям и конгрессной деятельности Маргариты Болычевой, в двух предыдущих потоках были обучены 22 республиканские компании, которые по итогам смогли заключить экспортных контрактов на общую сумму более 2 млн долларов.

«В связи с пандемией коронавируса 2020 год был достаточно сложным, в том числе для экспортеров минеральных вод. Просели поставки на рынки дальнего зарубежья: Китая, Гонконга, Японии, Сингапура, Кореи. Но мероприятия по продвижению продукции АПК РЭЦ не были свернуты, ряд выставок и бизнес-миссии были проведены в онлайн-формате. Важной вехой стал запуск РЭЦ цифровой платформы „Мой экспорт“, которая представляет собой комплексную цифровую экосистему, позволяющая обеспечить бизнесу онлайн-доступ из одной точки к государственным и иным услугам, сопровождающим выход компаний на экспорт. Рассчитываем, что в 2021 году по мере снятия связанных с пандемией ограничений оживится и международная активность: пройдут крупнейшие выставки, такие как GulFood в Дубае, SIAL и CIIE в Шанхае, ANUGA в Кельне и Saudi Agriculture в Эр-Рияде», — считает директор по поддержке экспорта агропромышленного комплекса группы компаний Российского экспортного центра Руслан Царгуш.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество