Участие в выставке ЭКСПО-2020, которая проходила в Дубае, позволила россиянам продемонстрировать свой потенциал. О том, какие перспективы есть у российских экспортеров и какие задачи стоят перед нашей страной на мировых рынках, рассказала генеральный директор Российского экспортного центра Вероника Никишина.
— АиФ: Вероника Олеговна, мы встречаемся в последние дни работы ЭКСПО-2020 в Дубае. Можно уже подвести первые итоги. Если говорить об участии российского бизнеса, то с какой целью наши туда ехали — людей посмотреть или себя показать? Найти зарубежных поставщиков или покупателей своей продукции?
— Выставка в Дубае, очевидно, стала крупнейшей в истории ЭКСПО. 192 страны в течение нескольких месяцев состязались в технологических достижениях и креативе, представляя инновационные и самые значимые разработки.
Нам в России тоже есть чем гордиться. Нам было очень важно показать лучшее, что российские экспортеры могут предложить миру. В марте мы уже второй раз представляем экспозицию российского экспортного потенциала в Павильоне России на ЭКСПО-2020, и можем без ложной скромности сказать, что обе выставки — и в декабре, и в марте — пользовались популярностью у посетителей, зарубежных инвесторов и потенциальных партнеров.
Россия производит высококонкурентную продукцию, которая востребована во всем мире. Ключевая задача Российского экспортного центра — а она сейчас стала еще более актуальной — сделать так, чтобы доля отечественных товаров на мировых рынках росла.
— Российские производители из каких отраслей проявили наибольший интерес к выставке и представили там свою продукцию?
— Всего в двух мультимедийных выставках, которые организовал РЭЦ, приняли участие более 110 российских экспортеров.
Экспозиция, которая открылась в марте в российском павильоне, была посвящена экологичным технологиям будущего. Больше всего посетителей заинтересовали разработки российских компаний в сфере IT, искусственного интеллекта, робототехники, компьютерных игр и медицины.
Высокие технологии будущего — одно из самых перспективных направлений для экспорта, в том числе в страны Ближнего Востока.
Среди участников, например, разработчик высокотехнологичных средств и методик реабилитации — суперсовременных роботизированных протезов рук с системой мио-управления. Еще одна компания, которая вызвала большой интерес у посетителей выставки, делает климатические зонды для оценки качества микроклимата помещений. Потенциальные партнеры также очень интересовались российскими медицинскими симуляторами на основе виртуальной реальности, комплексами для автоматизированной сортировки отходов и промышленными роботами.
— Кто они, российские экспортеры? Крупный и средний бизнес или есть и малый?
— Традиционно среди компаний, которые обращаются за поддержкой в Российский экспортный центр, много небольших компаний. Участниками выставки стали как крупные экспортеры, которые уже зарекомендовали себя на международных рынках, так и стартапы, которые только на них выходят. Например, одна из компаний на выставке — небольшая, но уже давно известна на европейском рынке как крупнейший производитель сервисной робототехники. Еще один пример — крупная нефтесервисная компания полного цикла, разработчик технологии маркерного мониторинга нефтегазовых объектов с математическим моделированием и интерпретацией big data.
Вообще мы как институт поддержки экспорта видим большой потенциал именно у небольших российских компаний, и потому у нас есть для них специальные программы, обучающие курсы и даже в нашем конкурсе «Экспортер года» мы выделили номинации специально для МСП.
— Вам лично что из представленной в Дубае продукции кажется наиболее перспективным для продвижения на внешнем рынке?
— На выставке участвуют лучших из лучших, поэтому мне очень сложно выбрать какую-то одну компанию или разработку. Но, думаю, о перспективности можно судить по востребованности у посетителей и деловых партнеров.
Одна из российских разработок — высокотехнологичный газоанализатор, который за несколько минут оценивает метаболизм человека по выдоху — собирала на выставке длинные очереди из обычных гостей и потенциальных инвесторов. Все они хотели протестироваться и получить мгновенный результат. В цифрах — порядка 200 человек в день тестировались на устройстве в Павильоне России. Кстати, эта компания приезжала на обе выставки на ЭКСПО-2020, но интерес к её разработке был высоким и в декабре, и в марте.
Это хороший пример синергии науки и бизнеса для того, чтобы улучшить качество нашей с вами жизни. Разработчик этого прибора — компания, которая совместно с учеными из Сибирского отделения Российской академии наук создала специальные алгоритмы с использованием современных нейросетей. Эти алгоритмы помогают анализировать газовую смесь при низких концентрациях в обычном выдохе человека, и на основе этого анализа оценивают состояние здоровья. Когда было принято решение продемонстрировать эту технологию на ЭКСПО-2020 во второй раз — это было правильное решение.
— Кто они — зарубежные партнёры российских производителей? Из каких стран эти компании?
— На ЭКСПО в силу географии запросы приходят чаще всего от потенциальных партнеров из ОАЭ. Кстати, под партнерами я имею ввиду не только коммерческие компании, но и правительственные структуры. Например, технологическими решениями российских экспортёров как потенциальные покупатели заинтересовались инвестиционные институты и даже полиция Дубая.
— В связи с нынешней непростой внешнеполитической обстановкой как вы оцениваете перспективы развития международных бизнес-связей? Стоит ли нашим производителям искать партнёров и в каких регионах мира? Или лучше переждать какое-то время?
— Мы не только не ждем, мы активно работаем над расширением бизнес-связей. Более того, наши экспортеры сами приходят к нам с идеями и предложениями о том, как РЭЦ может им помочь и в какие страны и регионы они хотят выйти. Эти предложения мы собираем в том числе на «горячей линии», которая открыта на официальном сайте РЭЦ.
Кстати, у нас есть «тепловая карта», на которой наглядно видно, какие страны ждут российскую продукцию и готовы вести переговоры. Ежедневно мы обновляем данную информацию в «Информационном бюллетене» на сайте. РЭЦ запустил этот документ специально для того, чтобы расчистить информационный шум и снизить психологическое давление на предпринимателей. В бюллетене собрана самая актуальная и достоверная информация об ограничениях, а «тепловая карта» сразу развеивает миф о том, что все двери для наших экспортеров закрыты. Это не так: когда закрываются одни двери — обязательно открываются другие.
Я уверена, что наши экспортеры в самое ближайшее время максимально адаптируются к новым правилам и будут продолжать получать экспортную выручку, но уже в других условиях, на других экспортных рынках. Это Латинская Америка, Африка, Азия, арабские страны и страны СНГ. Везде есть спрос на нашу продукцию, просто сейчас меняется логистика, партнерские отношения. Тем не менее, спрос есть и на продовольствие, и на промышленные товары, и на продукцию в сфере машиностроения, химии, нефтехимии, металлопродукцию — в общем, на весь ассортимент.