Месторождение Русское в ЯНАО открыто ещё в 1968 г. сегодня оно одно из самых крупных в стране: геологические запасы оцениваются в 1,4 млрд т нефти, извлекаемые - в 422 млн т. Почему же его активная разработка началась всего год назад?
На морозе в ночи
Стрелка часов слегка перешла за 13.00. Взошла луна. Короткий световой день Заполярья гаснет на глазах. Но работы не останавливаются. Таковы особенности строительства в суровых условиях Севера: нужно сделать максимум в холодный период - когда морозы за 30 и 40 и когда день длится всего несколько часов. Ведь летом, когда снег сойдёт, верхний слой грунта размягчится - строить будет сложнее.
На одной площадке самосвалы высыпают песок, а трактора тщательно его разравнивают. По словам Андрея Купряхина, зам генерального директора по капитальному строительству АО «Тюменнефтегаз», дочернего предприятия «Роснефти», 1300 тыс. м³ песка ляжет в основу этой площадки, на которой разместится центральный пункт сбора (ЦПС). Нефть сюда пойдёт со всех скважин месторождения, и собирать её будут в 8 резервуаров по 10 тыс. кубов (чувствуете мощь?). Затем нефть отправят на пункт подготовки и сбора (ППС) «Заполярное», откуда она уже пойдёт по «трубе» вглубь страны.
«Наша задача - обеспечить надёжность конструкций в условиях вечной мерзлоты, не допустив проседания грунта в тёплый период, и избежать неблагоприятного воздействия на природу», - поясняет А. Купряхин.
Именно поэтому объекты строят в строгом соответствии с экологическими нормами. К примеру, между новым, насыпным, грунтом и естественным, мёрзлым, - прослойка из пеноплекса. Она исключает термическое воздействие на мерзлоту. Это дополнительная защита, притом что все капитальные конструкции устанавливаются на сваи. Не забыли и про оленей. Для них при строительстве трубопроводов делаются специальные переходы для беспрепятственной миграции.
На другой площадке - там, где трубопровод Русского будет стыковаться с магистральным трубопроводом «Заполярье - Пурпе» - уже вырисовываются контуры будущего ППС. Здесь вырастут 6 огромных 10-тысячных резервуаров для хранения нефти плюс два 2-тысячных.
По мнению аналитиков, это соответствует стратегии крупнейшей российской нефтяной компании по продаже неконтрольных пакетов акций в новых месторождениях. В условиях ограниченного доступа к рынкам капитала из-за санкций это позволит ей привлечь денежные средства и разделить риски с партнёрами. Но операционный контроль в проекте останется за российскими нефтяниками.
В настоящем времени
Впрочем, о Русском уже можно говорить не только в будущем времени. Здесь идёт опытно-промышленная добыча из 26 скважин, а до конца года заработают 29. Пока строится инфраструктура, в т. ч. отвод к магистральному трубопроводу (а это 65 км), нефть разливают в цистерны и отправляют по автодороге на соседний пункт сбора.
На прошлой неделе достигли знакового на этом этапе разработки месторождения рубежа - добыли 750-тысячную тонну.
«Все вскрытые нами скважины подтвердили свою нефтеносность и тот потенциал, что мы предполагали», - не скрывает своего удовлетворения Андрей Мухачев, генеральный директор «Тюменнефтегаза». А о самой нефти рассказывает просто с удовольствием.
«Чёрным золотом» её не назовёшь. Цвета она такого же, что и золото, - жёлтая. При этом малосернистая - 0,32% (сорт Brent допускает 0,37%), низкопарафинистая - не надо тратиться на борьбу с отложениями парафина в трубопроводах, как практически повсеместно в Западной Сибири. Не требуется и специальных методов подготовки. И хотя «жёлтое золото» Заполярья имеет достаточно высокую плотность и вязкость (это от смол), температура замерзания у него низкая: -26°С, что также облегчает подготовку.
Такие масштабы
И всё же почему все эти работы начались только сейчас?
Об условиях добычи уже понятно. Прибавьте к этому длительное отсутствие в этих местах какой бы то ни было инфраструктуры. А теперь неподалёку проходит федеральная трасса Сургут - Салехард, от неё до месторождения тоже проложена дорога с твёрдым покрытием.
Ну и самое главное: тяжёлую нефть плотностью 990 г/см³ достать с глубины 800-900 м не так-то просто. Технологии горизонтального бурения стали привычными в нефтедобыче недавно. Да и, чтобы применить их в условиях этого месторождения, потребовались специальные инженерные решения. «Роснефть» накопила хороший опыт добычи в сложных геологических условиях. Бурение на Русском на 90% производится отечественными станками по отечественным же технологиям. Пласт жёлтой нефти подстилается водой, а сверху - газовая шапка. Отход от скважины может достигать 1,5 км, но при этом бурят с точностью до сантиметра, чтобы не задеть газ и не допустить его диффузии с нефтью.
«Используем роторные управляемые системы, - поясняет Александр Буренков, директор департамента бурения. - Плюс геодезические датчики в буровом инструменте. В режиме онлайн контролируем процесс, корректируя траекторию бурения ствола скважины. Одновременно изучаем свойства пласта и делаем их прогноз на глубину до 20-30 м». За 2018 г., когда начнётся промышленная добыча, нефтяники собираются извлечь 1 млн 300 тыс. т «жёлтого золота», а затем, до 2023-2024 гг., прибавлять по 1 млн т в год. Вот такие масштабы.
Андрей Мухачев - нефтяник с 17 лет. Много повидал в жизни. Но уникальность и масштаб проекта его очень вдохновляют. «Каждый день укрепляемся духом, потому что видим, как становится лучше и лучше, - говорит он. - Таких проектов нет нигде. И я счастлив, что попал сюда».