Два Ванкора
Месторождение было открыто ещё в 1988 г. Оно уникально по объёмам запасов нефти, конденсата и газа и стало первым месторождением в истории новой России, которое в сжатые сроки вывели на промышленную добычу. Конечно, при поддержке государства.
А между тем находится оно в заполярной тундре, где не было ни дорог (даже зимних), ни судоходных рек. Ближайшие населённые пункты - города Игарка, Дудинка - за сотню километров. Даже привезти оборудование - задача наисложнейшая.
Однако прошло всего три года - и чертежи, бизнес-планы, логистические схемы превратились в мощный, современный, экологоёмкий и высокотехнологичный производственный комплекс по добыче, подготовке и транспорту углеводородов, аналогов которому в России нет.
В 2005 г. президент Владимир Путин поручил правительству оказать содействие компании «Роснефть» в реализации этого инвестпроекта, а в 2009 г. он уже как председатель правительства дал старт промышленной добыче. И вот уровень накопленной добычи превышает 73 млн тонн.
При этом строительство велось очень бережно по отношению к окружающей природе. Подготовительные работы проводились только зимой - чтобы сохранить уникальный растительный покров. Все объекты возведены на пятиметровых песчаных насыпях. Трубопроводы укреплены термостабилизаторами грунтов и построены с учётом оленьих троп. А там, где пересекают реки, идут либо глубоко под дном, либо по мостовым переходам.
«У меня два Ванкора, - рассказывает Владимир Кринин, заслуженный геолог, почётный разведчик недр, имя которого хорошо известно геологам не только Сибири, но и всей страны. - Первый - тот, который помню ещё в 80-90-е: озёра, бескрайняя тундра, а в ней кое-где стоят наши вышки. Скромные балки с рукомойниками и тротуарчиками… Второй Ванкор - тот, который мы видим сегодня, и в нём я не узнаю первого: индустриальная мощь, динамично развивающееся производство, целые заводы в тундре…»
Он из числа первооткрывателей здешней нефти и в конце 80-х - начале 90-х отстаивал необходимость продолжения разведки на левобережье Енисея. Был уверен, что именно здесь сосредоточены основные запасы нефти, - и оказался прав. Доказал, что Ванкор и Северный Ванкор - это одно месторождение, рискнув заложить первую скважину в крутой излучине Большой Хеты, за пределами основного Ванкорского поднятия. И сегодня Ванкор - это не единственное месторождение, а целый кластер.
Нефтяники смолоду
Как и в советские времена, масштабный проект «поднимали» всей страной. Ведь прежде Красноярский край не считался нефтяным регионом, а потому и специалистов отрасли здесь найти было трудно. Собрали лучшие кадры из разных регионов. Зато сейчас уже половина работников с красноярской пропиской.
Осваиваются новые месторождения кластера - Лодочное, Сузунское и Тагульское. Соответственно нужны и новые кадры: только в нынешнем году планируется создать 700 рабочих мест, в том числе 312 в связи с освоением месторождений.
Добыча на «Ванкорнефти» ведётся бережно - применяются новейшие технологии в области нефтедобычи. Коэффициент извлечения нефти - один из самых высоких в стране. Ну а сам процесс, конечно, полностью автоматизирован. Поэтому и специалисты должны обладать соответствующими знаниями.
В следующем году на предприятии, внутри которого удалось консолидировать усилия в области геологоразведки, добычи, строительства инфраструктуры, логистики, ожидают первых выпускников Института нефти и газа Сибирского федерального университета из числа тех, кто до этого окончил «Роснефть»-классы. Их компания открыла для старшеклассников в Туруханске, Игарке и Красноярске, чтобы растить нефтяников смолоду.
* * *
Вот так всего за 10 лет в сердце Сибири - Красноярском крае - не просто началась нефтедобыча, а появилось крупное нефтедобывающее предприятие, стратегическое значение которого для региона бесспорно. И теперь здесь с оптимизмом говорят, что оно выводит край на новый этап его индустриального и экономического развития.