Рынок Китая менее чем за 12 месяцев стал для России важнейшим направлением сбыта мяса птицы и говядины, рассказал aif.ru заместитель директора ФГБУ «Агроэкспорт» Евгений Зайцев на сессии «Китай: взгляд из России на мясной рынок Поднебесной» в рамках Саммита «Аграрная политика России: безопасность и качество продукции» в Москве.
«Протокол о поставках говядины был согласован в 2020 году, в настоящее время аттестовано 4 предприятия. По мясу птицы протокол был согласован в 2018 году, и на сегодняшний день аттестовано 56 предприятий. По свинине в сентябре 2023 г. были отменены ограничения по африканской чуме свиней, а в декабре согласован протокол и сертификат, в феврале аттестованы 3 предприятия. Поставки начались в марте текущего года», — сообщил Евгений Зайцев.
Эксперт привел данные USDA (United States Department of Agriculture — Департамент Сельского Хозяйства США), в соответствии с которыми в мире производство свиней в 2024 г. сократится на 3% и составит 695 млн голов. Основные причины — ликвидация стада в результате падения цен на живых свиней и свинину и сложная эпидобстановка в 2023 г. В то же время, согласно прогнозам, потребление свинины в Китае может снизиться также на 3% в связи с низкой экономической активностью.
«Китайское правительство принимает меры по восстановлению потребления свинины, при этом Минздрав считает, что среднее потребление свинины на 30% выше нормы. Китайские потребители могут в конечном итоге заменить часть своего потребления свинины альтернативными источниками животного белка, такими как говядина, птица и морепродукты. В любом случае нам в отношении Китая нужно рассматривать различные сценарии и ориентироваться на этот важный рынок, работать с ним, но „не складывать все яйца в одну корзину“», — отметил Евгений Зайцев.
При этом эксперт подчеркнул, что Китай — драйвер мирового рынка мяса, в том числе свинины. Доля в импорте 3 видов мяса — 29%, свинины и субпродуктов — 21%. Однако стагнация спроса и импорта Китая в 2024 году может привести к затовариванию ключевых экспортеров (ЕС, Бразилия, США) и падению мировых цен.
«Масштабный выход на рынок свинины в Китае потребует существенного снижения цен относительно внутреннего рынка (от 6 до 20%) для успешной конкуренции с Бразилией и другими игроками. В этой связи на текущем этапе целесообразна ориентация на вывоз субпродуктов. Интересно, что в КНР поставляют именно субпродукты и не только свинины. В китайской кухне есть блюда из ушей, хвостов, копыт, мозгов и даже говяжьего вымени.
Наряду с развитием китайского направления Россия должна продолжать тренд на диверсификацию рынков, прежде всего в Юго-Восточной Азии», — заключил Евгений Зайцев.
Принимая во внимание стремление Китая увеличить собственное производство, зарубежным производителям необходимо также учитывать нарастающую конкуренцию и разрабатывать новые стратегии формирования долгосрочного сотрудничества с китайскими покупателями для того, чтобы не потерять позиции на этом рынке, отметила руководитель Торгового представительства Азия группы агропредприятий «Ресурс» Александра Горбачева.
«Можно выделить некоторые мясные экспортные тренды. Ожидается, что субпродукты и отдельные виды продуктов разделки останутся наиболее востребованными. По другим категориям (мясо птицы, свинина) экспортеры будут сталкиваться с высокой конкуренцией со стороны местных производителей. Также произойдет увеличение спроса на говядину и баранину. По прогнозам, к 2032 году по сравнению с 2022 годом потребление говядины и баранины в КНР вырастет на 11,2% и 11,5% соответственно. При этом возможности для наращивания объема внутреннего производства этих категорий мяса ограничены», — пояснила Александра Горбачева.
На дальнейшее развитие каналов продаж продолжит оказывать влияние продвижение идей здорового образа жизни (ЗОЖ), считает эксперт. С одной стороны, стремление к соблюдению ЗОЖ повышает интерес к самостоятельному приготовлению пищи в домашних условиях с возможностью выбора продуктов, подсчета калорий и т. д. Что, в свою очередь, увеличивает продажи в каналах ретейл и электронной торговле.
«С другой стороны, агрессивный маркетинг концепции простых готовых блюд, в том числе с упором на ЗОЖ, будет способствовать укреплению позиций HoReCa — сегмента общественного питания. Кроме того, на увеличение объемов продаж в этом канале будет влиять фокус на восстановление экономики и повышение уровня жизни. Экспортерам при поставках в каналах ретейл необходимо обращать внимание на адаптацию продукции для удобства приготовления», — сказала Александра Горбачева.
Ранее сообщалось, что за пять лет российский экспорт в Китай молочной продукции увеличился в 32 раза, а мяса — в два. Кроме того, в 2023 году были подписаны протоколы поставок свинины и кормов для домашних животных.
Также уже в конце этого месяца продукция Кизлярского коньячного завода из Дагестана окажется в продаже в Китае. По мнению экспертов, первая партия может вызвать большой интерес у китайцев, но в дальнейшем все будет зависеть от того, насколько необычный вкус напитка приживется в КНР.