Единая национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости, которая будет создана к 2024 году, должна учитывать интересы бизнеса: строиться на существующих процессах и не требовать заметных инвестиций. Сейчас в России проводятся пилотные проекты по маркировке и прослеживаемости лекарственных препаратов и табачной продукции. У представителей бизнеса, государственных органов и операторов проекта появилась возможность на практике протестировать системы и оценить степень их воздействия на основные процессы. Кроме того, как считает первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев, маркировка лекарств обеспечит потребителя качественными препаратами.
Оператор пилотного проекта — Центр развития перспективных технологий — адаптирует систему для бесшовной интеграции с системами производителей, дистрибьюторов и розницы. Благодаря широкому применению онлайн-касс и электронного документооборота интеграция системы с существующими алгоритмами работы как оптового звена, так и ритейла происходит максимально бесшовно. Отработка технологии в ходе пилотного проекта позволит выйти на оптимальную схему, применимую к широкому кругу товаров в создаваемой Единой национальной системе маркировки и прослеживаемости.
Технология проста и эффективна в использовании. В настоящее время крупнейшие производители, занимающие до 90% российского рынка табачной продукции, приступили к нанесению двухмерного кода Data Matrix на свою продукцию. Первые результаты применения системы цифровой маркировки табачных изделий показали ее абсолютную эффективность. Формат кодировки, наносимой непосредственно на упаковку товара в процессе производства, позволяет прослеживать и агрегировать данные по всей цепочке поставок: от производства до конечного потребителя. Эта цифровая технология проста и эффективна в использовании как для контролирующих органов, так и для всех участников рынка.
«Мы уверены, что при дальнейшем конструктивном взаимодействии всех участников эксперимента будет выработан эффективный механизм, который не приведет к чрезмерной нагрузке ни на кого из участников рынка, при этом обеспечивая полный контроль за оборотом табачной продукции на всех уровнях сбытовой цепочки», — прокомментировал вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Сергей Слипченко.
Вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Головко, в свою очередь, заявил: «Для производителей прошедшие два месяца с начала эксперимента не выявили необходимости в кардинальной перестройке производственных линий. Для окончательной оценки эффективности пилотного проекта необходимо проверить работу на больших партиях маркированной продукции и убедиться, что внедрение маркировки не станет чрезмерной нагрузкой и для других участников рынка».
Понадобятся стандартные сканеры и онлайн-кассы В ЦРПТ подчеркивают, что технология проекта цифровой маркировки изначально учитывала уже действующие в России инициативы и законы. Поэтому она разрабатывалась совместно с бизнесом таким образом, чтобы не требовалось заметных дополнительных инвестиций.
При переходе к работе с маркированной продукцией магазинам понадобятся стандартные сканеры и онлайн-кассы. В соответствии с законом 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов...», они уже установлены в большинстве торговых точек и в 2018 году появятся у всех остальных предпринимателей. Переход торговли на онлайн-кассы является фундаментом проекта, так как обеспечивает розницу интернетом, позволяет контролировать выбытие легального товара из оборота и, соответственно, делает невозможной торговлю нелегальной продукцией.
Переход малой розницы на работу с онлайн-кассами, начавшийся в 2016 году, был непростым, но позволил создать необходимую инфраструктуру для дальнейшей реализации программы маркировки, как отмечает генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Малая розница сможет получить от производителей финансовую и организационную поддержку при введении электронного документооборота. По оценкам «INFOLine-Аналитики», в 2017 году в ларьках, павильонах и на открытых рынках продавалось более 40% сигарет, в магазинах традиционной торговли — более 15%.
Пилотный проект по маркировке сигарет стартовал 15 января. В ходе эксперимента методом прямой печати на производстве на пачку наносится код Data Matrix, далее по первичным документам осуществляется автоматизированный контроль движения товара и его вывод из оборота на основе полученных с контрольно-кассовой техники данных. Единая национальная система маркировки и прослеживаемости позволит вытеснить с товарного рынка страны контрафактный и контрабандный товар, создаст комфортные условия для добросовестных производителей, импортеров, дистрибьюторов и розничных сетей. Помимо этого, граждане страны будут ограждены от покупки некачественной или поддельной продукции и смогут самостоятельно проверить происхождение товара, отсканировав цифровой код при помощи смартфона.