Примерное время чтения: 6 минут
1418

Доставляемые неудобства. Курьеров хотят штрафовать за нарушение ПДД

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. Как мы освобождали Авдеевку и откуда «Пират» в Запорожских степях 21/02/2024
Преодолевать расстояния со своей ношей приходится без скидок на метеоусловия. И побыстрее. Иначе заработок упадёт.
Преодолевать расстояния со своей ношей приходится без скидок на метеоусловия. И побыстрее. Иначе заработок упадёт. / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

В крупных городах доля жителей, которые пользуются услугами курьерских служб, доходит до 80%. Но, похоже, в сфере доставки назревают изменения.

Инициатива от Зак­собрания Санкт-Петербурга – штрафовать службы доставки за нарушения их курьерами Правил дорожного движения. Если в Госдуме поддержат питерских коллег, это может не только обезопасить, но и усложнить жизнь. Как курьерам, которых в России более миллиона, так и их клиентам.

Копеечка для бюджета

Люди, работающие с доставкой, – это те, кто всегда «потенциально опаздывает» и летит сломя голову. Особую головную боль пешеходам и автомобилистам приносят те, кто передвигается на электросамокатах и велосипедах. Точной статистики по нарушениям ПДД и авариям с их участием нет. Но проблему признают многие и повсеместно. Один из её компонентов – пострадавшим от действий курьеров крайне сложно получить компенсацию урона.

«Многие курьеры просто сбегают с места происшествия, чтобы избежать неприятностей. Объясняется это и тем, что они нередко работают неофициально, – говорит депутат Госдумы Наталия Полуянова. – Вопрос действительно актуальный, он требует предварительной проработки с представителями курьерских компаний, профильными ведомствами и общественниками».

Одно понятно: наведение порядка может вылиться в копеечку для бюджета. Так, если штраф для велосипедиста за нарушение ПДД составляет 800 рублей, то работодателя курьера на колёсах планируют штрафовать сразу на 30–40 тыс.

Что это за работа такая

Заказы человеку, занимающемуся доставкой, раздаёт электронная система. Их число может быть самым разным. Бывает, что и больше 20 в день. В сфере трудится немало пенсионеров, студентов, мам детсадовских малышей. Но компьютеру неважно, кто перед ним: крепкий мужик или хрупкая девушка. Вероятность получить предложение отвезти пачку салфеток примерно такая же, как и мешок картошки.

Бывает, что маршрутные листы выдаются на сутки вперёд и более – это в основном в компаниях, где возможно оформить предзаказ или где доставка осуществляется ночью и рано утром.

Преодолевать расстояния со своей ношей придётся без скидок на рекордные морозы или проливные дожди. Потому те, у кого есть водительские права и свои автомобили, разбирают вакансии за рулём.

«В Москве курьер на своей машине может получить до 200 тыс. рублей в месяц. Но это если без выходных, с максимальным количеством заказов и скоростью их исполнения. При пятидневной рабочей неделе или графике 2 через 2 выходит 80–120 тыс., – рассказывает Пётр, который работает одновременно на несколько фирм. – В регионах оплата ниже, но и расстояния меньше. Звучит вроде неплохо. Но затраты на топливо и амортизацию ты несёшь сам. Опять же, задержка заказа – штраф». Если собственного транспорта нет, придётся арендовать машину или мопед. В столице неделя аренды мопеда – около 5 тыс. рублей. 

В регионах – от 2 до 6 тыс.

Работа пеших курьеров и тех, что ездят на велосипедах и самокатах (крупнейшие компании их предоставляют бесплатно), оплачивается скромнее. «В Москве при полной занятости в среднем может получиться 70–90 тыс. рублей в месяц, в регионах, насколько знаю, до 60 тыс., – продолжает Пётр. – Для пеших курьеров вес заказа обычно ограничен 10 килограммами. Иногда за посылки сверх нормы доплачивают, но это если при трудоустройстве указать, что готов на такое».

Работают «в серую»

Спрос на курьеров вырос в разы во время пандемии, но не наделил их особыми правами (обязанностей хоть отбавляй – своевременно доставить, ничего не разбить, не перепутать). Крупные фирмы или компании, которые осуществляют развоз собственной продукции, могут оформить по трудовому договору. Но большинство курьерских сервисов в штат людей не принимают, а лишь являются платформами, передающими доставщикам информацию о заказе. Прежде всего это ­удобно для самих сервисов – они не отвечают за работника, не платят налоги и больничные. Есть вариант – оформление на условиях самозанятости. Однако он не подходит для граждан других государств, чья доля среди трудящихся в этой сфере весьма внушительна.

 

«Часто всё происходит «в серую», услуги оплачиваются в конвертах. Иногда создаются компании-прокладки. Это юрлица, которые открывают «курьерский парк», – рассказывает адвокат Максим Сикач. – Такая организация берёт человека на работу, но не в штат, а заключает договор оказания услуг, и уже по документам от компании-посредника курьер получает заказы от сервиса. Если новую норму введут, посредник всё равно не будет нести ответственность за курьера. Он просто дал информацию о заказе – как в агрегаторах такси».

То есть ударит предложение наказывать курьерские службы рублём по тем, кто работает «в белую». «Учитывая потенциальные расходы на страховки курьеров или последующую оплату их промахов, компании, очевидно, поднимут цену доставки для клиентов», – считает эксперт Национального центра финансовой грамотности Алексей Родин.

Ещё один вариант развития событий – переложить издерж­ки на самих курьеров в расчёте на безропотность оных. Ну или увести бизнес в тень.

Собственно, курьеры, попавшие в ДТП, всё равно отвечают перед законом на общих основаниях. И именно это должно, по идее, останавливать их от правонарушения. Ответ же на вопрос, почему нарушителя не всегда удаётся поймать или заставить оплатить ущерб, не просматривается в инициативе с введением штрафов для компаний. Ведь если человек официально не оформ­лен, то даже по суду «вычитать» штраф будет попросту неоткуд­а.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах