Примерное время чтения: 4 минуты
4180

Честное купеческое. Рынок мотивирует обманывать потребителя

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. Ждут! Вернёт ли бизнес уведённые из страны капиталы 29/04/2015
Татьяна Суплыка / АиФ-Волгоград

Может ли бизнес быть честным? Об этом «АиФ» поговорил с Виталием Шаровым, директором Института финансово-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ.

Обманывать по мелочи  

- Виталий Филиппович, известен тезис «рынок всё сам расставит на свои места»...

- Это верно, если мы имеем идеальный рынок, идеальный товар и идеального покупателя. А в реальной жизни либо у нас мало информации о товаре, либо она так или иначе искажена - рекламой, продавцом. Всё больше фальсификатов - сигареты из бумаги, пропитанной смолами, масло не из сливок, картофельные чипсы не из картофеля. Сейчас, например, на рынке очень много фальсифицированных лекарств - порядка 60%. И как их проверить? То есть утверждение, что рынок всё исправит, не соответствует реалиям. Рынок, наоборот, как правило, мотивирует обманывать. Не мошенничать или красть, а совершать мелкий обман потребителя, чтобы снижать издержки. Ведь побеждает тот, кто производит дешевле. В итоге конкуренто­способным оказывается некачественный, иногда даже вредный товар. Вроде китай­ских пластиковых игрушек.

- Значит, за бизнесом должно строго приглядывать государ­ство? 

- Нужна не столько полиция, сколько государственная система контроля качества. Должны быть системы стандартизации и сертификации. В любой отрасли должен быть регулятор. В его компетенцию может входить и контроль за ценами, поскольку у нас их часто завышают по сговору.

Но и госконтроля недостаточно, особенно при нашей коррупции. Должен быть гражданский контроль - со стороны потребителей, общественных организаций. И этика бизнеса, которая основывается на отношении к самим себе. Почему продавец переклеивает этикетки? Он самого себя не уважает, а потребителя - тем более. 

Этика необходима. Хотя бы для того, чтобы обман не становился нормой или, того хуже, доблестью. Как, например, вошедший в учебники по маркетингу трюк одной фирмы: ручки своих овощечисток эти фирмачи сделали коричневыми, чтобы хозяйки по ошибке выкидывали их вместе с картофельными очистками и покупали новые. 

В России есть свои деловые традиции - и совет­ские, и дореволюционные. Мы знакомы с ними по русской литературе - в пьесах Островского даже очень несимпатичные купцы не допускают мысли о том, чтобы нарушить «слово честное, купеческое». Конечно, сегодня не получится принять моральный кодекс продавца и чтобы завтра его все начали выполнять. Деловая этика сформируется нескоро.

Срок годности не ограничен

- Но рубль сильнее и этики, и контроля...

- Поэтому нужно сделать невыгодным производство некачественных товаров. Проблемы с качеством у нас начались после того, как в 2010 году отменили государственную систему контроля. Её надо вернуть. Системы контроля качества суще­ствуют во многих странах мира (см. инфографику). И хорошо работают. Вот я езжу на японской машине 2001 года выпуска, и в ней ничего не ломалось ни разу. 

- Разве японцы не перестали выпускать долговечные изделия?

- «Вечные» - перестали, столкнувшись с падением продаж. Тут надо сказать ещё об одной особенности рынка: ему нужен постоянный оборот капитала, поэтому потребитель должен непрерывно покупать. Хотя технологии выпуска долговечных изделий существуют давно. Вот в американском городе Ливерморе в пожарной части уже больше 110 лет горит лампа накаливания. Самая обычная лампа! 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах