На российском топливном рынке начало года отметилось ростом оптовых цен. Причем некоторые эксперты сочли его весьма активным. Так, по итогам первых торговых дней на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже оптовая цена на бензин АИ-92 выросла почти на 8% — до 51 335 рублей за тонну, подорожав на 3719 рублей по сравнению с концом декабря. Горючее Аи-95 подорожало на 6% — до 51 943 рублей за тонну, прибавив в стоимости 2865 рублей.
Правда, стоит отметить, что в рознице подобных скачков не отмечено. Подорожание затронуло лишь несколько регионов.
Эксперты уверены, что рынок находится под влиянием ряда факторов, которые в итоге приведут к росту цен на заправках.
Налоговый вопрос
Один из основных факторов, который влияет на рост цен — налоговая нагрузка. «У нас постоянно повышаются акцизы, в том числе с начала этого года они на четыре процента повысились, ну, а в целом, за последние пять лет они выросли практически в два раза» — говорит Валерий Андрианов, старший аналитик консалтинговой компании.
Как подсчитали эксперты, 70% стоимости литра топлива составляют налоги и акцизы, уплачиваемые государству.
«Та налоговая система, которая на сегодня сложилась, те механизмы демпфера, которые выравнивают цены для потребителя никоим образом не способствуют росту инвестиционной привлекательности нефтедобывающей, нефтереализующей, нефтеперерабатывающей отраслей. Соответственно, исходя из того, что Минфин категорическим образом не хочет увеличивать привлекательность отрасли, не хочет привлекать денежные средства для развития отрасли, мы находимся в постоянной ситуации выплаты в той или иной степени налогов, то ли через демпфер, то ли через акциз, то ли через налог с продаж — как угодно, но постоянно нефтяники платят. Поэтому все проблемы роста, которые существуют, вызваны действующей налоговой политикой» — отметил Дмитрий Гусев, вице-президент независимого топливного союза, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер».
Вопрос демпфера
«Кроме того, оказывает влияние так называемый демпфер. Причины введения этого механизма были достаточно благие, предполагалось, что этот механизм поможет создать такую ситуацию, при которой повышение цен на мировом рынке нефти не будет приводить к повышению цен на нефтепродукты. Но на самом деле все получилось наоборот» — Валерий Андрианов, старший аналитик консалтинговой компании.
Ключевым фактором, отмечают эксперты, для текущего роста цен является и недостаток предложения. В первую очередь — бензина АИ-92. Это стало следствием повышенного спроса со стороны участников рынка, восполняющих запасы топлива, расходованного за длинные каникулы. Также рынок отыгрывает рост цен на нефть почти на 10% в январе.
В результате экспортировать бензин становится выгоднее, чем поставлять его на внутренний рынок.
«У нас внешний рынок и бензина, и дизельного топлива, и нефти в результате роста цен стал более привлекательным, чем внутренний. Соответственно, компании многие увеличивают объем поставок на внешний рынок, и таким образом оголяют внутренний рынок. Значительно увеличили свои поставки такие компании, как „Лукойл“, „Сургутнефтегаз“, „Газпром нефть“. И только поставки „Роснефти“ позволяют рынку как-то балансировать на грани нормального существования. В конечном итоге у нас на рынке появится дефицит бензина и дизельного топлива. Как из этого положения выходить — сказать достаточно сложно» — говорит гендиректор ЗАО «Инфотэк-Терминал» Рустам Танкаев.
Эксперт напомнил, что правительство, увеличивая налоговую нагрузку на нефтяные компании, с 1 января 2019 года ввело демпфер, который должен был компенсировать финансовые потери для нефтепереработчиков. «Фактически, демпфер увеличивает цены на бензин и дизельное топливо внутри России примерно на 4%. Все разговоры о том, что нужно изменить этот механизм встречают сопротивление Минфина, который считает, что действующий демпфер позволяет заполнять государственный бюджет, поэтому его трогать нельзя. На розничном рынке это пока не сказалось. Существует определенный временной лаг — задержка, почле которой высокие оптовые цены окажут влияние на розничный рынок. Это где-то 2-3 месяца» — считает Танкаев.
Если обратиться к статистике российского рынка, то ситуация складывается следующая. По итогам прошлого года ряд крупнейших нефтяных компаний существенно нарастили объем экспорта бензинов: «Сургутнефтегаз» — на 35%, «Газпром нефть» — на 34% и Лукойл — на 23%. Причем в середине года эти показатели били рекорды. Так, по итогам мая Лукойл увеличил поставки на внешние рынки на 210%, а «Газпром нефть» — на 107% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Сейчас также отмечается сокращение объема почтавок на внутренний рынок. По итогам декабря показатель биржевых продаж бензина Лукойла сократился на 21% (более 15 тыс тонн) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, «Газпром нефть» снизила на 4% (почти 3 тыс тонн), «Сургутнефтегаз» — на 17% (более 2 тыс тонн),Антипинский НПЗ — на 26% (почти 2 тыс тонн). Исключение составляет лишь «Роснефть». «Надо сказать, что доля „Роснефти“ на внутреннем рынке очень сильно выросла, и она продолжает расти. В настоящий момент „Роснефть“ обеспечивает треть внутреннего рынка Российской Федерации. Другие компании убирают свои объемы с внутреннего рынка, стремясь получить максимальную прибыль» — говорит Рустам Танкаев.
Так, по итогам декабря 2020 года «Роснефть» нарастила объём поставок на внутренний рынок на 52% по автобензинам и на 32% по дизельному топливу по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля продаж компании на биржевом рынке в декабре выросла относительно прошлого года на 12% и достигла рекордных за всю историю торгов 62% по автобензинам. Рост аналогичного показателя по ДТ +3%, итоговая доля компании по ДТ составила 47%. Бензины «Роснефть» не экспортирует.
«К сожалению, в кризисный момент, когда цена для потребителя должна быть низкой, когда цена на нефть падает, когда мировые цены на нефть падают, производители начинают доплачивать государству за якобы компенсированную им продажу топлива по социальным ценам. Да, сейчас соответственно демпфер слишком низок, и он опять не позволят создать оптимальные условия для реализация топлива с точки зрения коммерции. Безусловно, с точки зрения социальных обязательств все исполняют, поставки топлива есть, топлива достаточно. Проблема в другом. Проблема в том, что все эти механизмы, мягко говоря, не совсем настроены для того, чтобы в перспективе там трех-семи лет была возможность привлечь адекватные инвестиции, был интерес инвесторов» — говорит Дмитрий Гусев.
Транспортные тарифы
Влияние на рост цен оказывают и транспортные расходы. В 2019 году правительством было принято решение ограничить ежегодный рост уровнем инфляции. Но даже такое увеличение тарифа критично для некоторых регионов, например, Дальнего Востока. Ведь там работает всего два нефтеперерабатывающих завода. Их мощностей не хватает для удовлетворения растущего спроса. Владельцам АЗС приходится закупать топливо в соседних областях и везти по железной дороге, что приводит к дополнительному росту цен.
«У нас не хватает перерабатывающих мощностей на Дальнем Востоке. Та же „Роснефть“ уже нескольких лет никак не может решить вопрос с Министерствомфинансов об инвестировании в создание нового нефтеперерабатывающего завода. Вопрос, который был поддержан Минэнерго, завис в Минфине, потому что не выделяются деньги на компенсацию четырех тысяч рублей для перевозок топлива по железной дороге. И в той ситуации, когда мы постоянно забираем у отрасли деньги, вопрос: как восполнить недостаток перерабатывающих мощностей на Дальнем Востоке и за чей счет это сделать? — висит в воздухе и не решается» — отмечает Дмитрий Гусев.
Разобраться с проблемой могло бы решение проблем с поставками автотоплива, которое обещают власти. Правда, пока никаких предложений не приято из-за несогласованности в кабинетах. Так, например, решения о компенсации железнодорожных тарифов не принято из-за того, что в бюджет не внесена статья расходов. Действующая фискальная политика не позволяет эффективно расширять нефтеперерабатывающие мощности внутри страны: инвестиции в строительство новых НПЗ не окупаются.
Спекулятивные нюансы
Конечно же, определенное влияние на рост цен оказывают и спекулятивные операции недобросовестных участников биржевых торгов. Они занимаются многократной перепродажей нефтепродуктов, создавая искусственный ажиотаж и повышая таким образом цены на рынке.
В ноябре 2018 года такие операции разогнали цены в несколько раз, что привело к острому кризису на топливном рынке. Крупнейший поставщик нефтепродуктов компания «Роснефть» была вынуждена приостановитьпродажи дизеля и бензина на бирже, чтобы блокировать действия спекулянтов, раскачивающих цены.