За альтернативу придется платить
После недавних выборов в Германии партии ХДС/ХСС (Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз — ред.) и социал-демократы (СДПГ) заключили коалиционный договор, в котором — энергетическая доктрина ФРГ на ближайшие четыре года. И в ней много любопытного. Например, импорт сжиженного природного газа (СПГ) и строительство соответствующей инфраструктуры.
Канцлер Ангела Меркель пытается найти альтернативу топливу из России и Норвегии, как сообщает агентство Bloomberg. «Меркель поддерживает любые инициативы, которые направлены на дальнейшую диверсификацию поставок газа», — признается пресс-секретарь Министерства экономики и энергетики ФРГ Беата Барон.
В Германии терминалов по приему СПГ нет, но, как пишет Deutsche Welle, один может появиться в порту Вильгельмсхафен недалеко от Гамбурга. Или — еще один вариант — в Брунсбюттеле. По первоначальным оценкам, стоимость строительства СПГ-терминала может составить 500 млн евро. По информации Bloomberg, за аналогичную сумму немцы могут построить терминал в Дуйсбурге, но за четыре года реализовать проект не получится.
C одной стороны, диверсификация поставок топлива в Германии могла бы ударить по позициям «Газпрома», который экспортирует в ФРГ около 40% газа. С другой — значительно и, главное, быстро изменить карту импорта углеводородов у Берлина не получится, признают эксперты.
«Даже если Германия построит один-два терминала, что в любом случае займет несколько лет, речь пойдет об альтернативном импорте в 5-10 (максимум — 15) млрд кубометров газа. Это не так критично по сравнению с объемом, — более 50 млрд кубометров газа — который поставляет в ФРГ „Газпром“», — говорит аналитик Энергетического центра бизнес-школы «СКОЛКОВО» Александр Собко.
«Германия, безусловно, сможет диверсифицировать поставки газа, это технологически и экономически развитая страна. И если на уровне правительства ставится такая задача, то это будет сделано. России приходится уступать часть рынка. Но говорить о том, что мы уступим существенные объемы, пока слишком рано. Все же преимущество российского газа — это надежность поставок и относительно низкая стоимость. Германии потребуются в ближайшие годы большие объемы газа, поскольку страна поставила себе цель перейти на возобновляемые источники энергии к 2050 году. И российское предложение остается здесь на первом месте. Кроме того, Россия может предпринять ответные шаги: снизить цены, построить СПГ-терминалы», — добавляет первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
По его словам, главным поставщиком СПГ в Германию станут США. Но этот газ будет стоить как минимум на треть дороже, чем магистральное топливо, поставляемое «Газпромом». «Такого не может быть, чтобы американский газ был бы дешевле российского. Берлин может покупать часть топлива у США по соображениям политическим, экологическим, каким угодно, но основным поставщиком все равно остается Россия», — уверен эксперт.
Вопрос стоимости СПГ — самый главный. Производители этого вида топлива предпочитают не заключать договоры на гарантированные поставки с привязкой к биржевым европейским ценам. К тому же надо сказать, что цена СПГ включает в себя несколько компонентов: стоимость топлива в стране-производителе, стоимость сжижения, транспортировки, регазификации.
«Если стоимость магистрального газа определяется контрактом, то цена СПГ всегда корректируется на сезонность. Проще говоря, в периоды с повышенным спросом (зимой, например) газ априори дороже. Если Германия закроет глаза и на это, ей придется приготовиться к тому, что цена на газ может превысить 300 долларов за тысячу кубометров. По крайней мере, по таким ценникам работают поставщики из Катара и США. Так как Германия — это не рядовой член ЕС, а ведущая экономика блока, а также полноценный локомотив промышленного производства, аппетиты будут солидными. Вряд ли налогоплательщики согласятся на такие расходы даже на фоне политического подтекста», — рассуждает ведущий аналитик AMarkets Артем Деев.
Литовский пример не для немцев
Европейские революционеры в области снижения зависимости от российского газа за счет СПГ — Польша и Литва — в финансовом смысле ничего не выиграли. Да и построенные терминалы на полную мощность не используют. Например, польский объект в Свиноуйсце не работает даже на половину от проектной мощности. Оно и понятно: стоимость катарского СПГ достигает 350 долларов за тысячу кубометров. Для сравнения: российское топливо обходится европейцам примерно в 200 долларов за тысячу кубометров.
«Германии надо бы задуматься о том, хочет ли она повторять неудачный опыт Польши и Литвы, чьи терминалы по приему СПГ до сих пор не удается заполнить даже на треть. Почему? Да потому, что это топливо слишком дорого, оно обходится в разы дороже трубопроводного», — говорит Деев.
Литва свой терминал в Клайпеде строила в том числе с целью пошантажировать «Газпром». Но, по словам Александра Собко, в случае с Германией этот трюк не имеет смысла: у Берлина с Москвой вполне себе адекватные отношения. «Строительство терминала в Литве оказало определенный эффект на переговорные позиции с „Газпромом“. Но это связано с тем, что цены на российское топливо для Литвы и Польши, были выше, чем цены для Германии. Германия же является стратегическим партнером „Газпрома“ в Европе, закупает большие объемы, поэтому цены на российский газ для нее уже сейчас привлекательны», — поясняет он.
Тем не менее, по его словам, появление СПГ-инфраструктуры все-таки может привести к проблемам для России. Дело в том, что «Газпром» может полностью использовать европейскую сухопутную инфраструктуру, по которой газ из «Северного потока» транспортируется по территории Евросоюза, поскольку альтернативных поставщиков газа в регионе нет. «Если же в Германии появится терминал СПГ, то может сложиться ситуация, когда импортеры СПГ будут претендовать на эти газотранспортные мощности, ссылаясь на правила Третьего энергопакета», — подчеркивает Собко.