Примерное время чтения: 6 минут
1351

А квас я попрошу остаться. Потеснит ли народный напиток колу на рынке?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. Танк точно! 05/07/2023
В бочке квас сохраняет свежесть всего 72 часа. Теперь это скорее летний аттракцион, чем способ повысить продажи.
В бочке квас сохраняет свежесть всего 72 часа. Теперь это скорее летний аттракцион, чем способ повысить продажи. www.globallookpress.com

С 2017 г. производство кваса в России выросло в 1,5 раза. Потеснит ли народный напиток пресловутую колу? Aif.ru изучил перспективы «квасной экспансии».

Квасной патриотизм

В 2005 г. новгородский завод «Дека» придумал квас «Никола» и подкрепил его появление патриотичной рекламой. «Квас – не кола, пей «Николу»!», – призвали покупателей производители. За считаные годы «Дека» «наквасила» столько, что по выпуску напитка вышла на второе место в стране, а потом… поменяла владельцев и обанк­ротилась. О марке «Никола» остались только воспоминания. Но кваса в России точно делать меньше не стали. В 2022 г. объёмы его производ­ства достигли рекорд­ных показателей – 5,9 л на каждого жителя страны (см. таблицу). Рекорд квасовары поставили в год, когда западные корпорации перестали производить у нас оригинальную колу. Впрочем, кола никуда не делась – на месте западных брендов только с февраля по сентябрь прошлого года появились 17 российских клонов.

В целом продажи газированных напитков, к числу которых относится кола, в натуральном объёме снизились в 2022 г. лишь на 3,4%. Кваса, как ни странно, – на 6,5% (по данным аналитической компании NielsenIQ).                        Парадоксальная статистика объясняется тем, что не весь произведённый квас был сразу же куплен. В прошлом году май-июнь, когда обычно происходит взлёт спроса на освежающие напитки, были намного холоднее, чем в ­2021-м. Газировка потом наверстала упущенное, а квас не сумел. В каждой российской семье он стоит в холодильнике летом и почти исчезает из употребления зимой.

«Так повелось с давних времён. В деревнях квас варили преимущественно в тёплое время года, когда хорошо работает закваска, обеспечивающая брожение. А в советское время, когда летом на улицах стали появляться квасные палатки и бочки, эта традиция закрепилась. Квас был тогда самым дос­тупным летним напитком, – рассказывает руководитель департамента маркетинга московского комбината «Очаково» Алексей Захарычев. – У колы в СССР в условиях дефицита и отсутствия импорта, напротив, был ореол недоступности и престижности. Потом, когда в 1990-е зарубежные напитки появились повсюду, западные корпорации потратили огромные деньги на рекламу их постоянного потребления. Выросло «поколение пепси». Интерес к квасу, особенно среди молодёжи, начал возвращаться только в последние 10–15 лет. Но не потому, что в России стало больше потребителей-патриотов, а потому, что люди стали больше уделять внимания здоровому питанию. А производители – разнообразию вкусов и упаковки: маленьких бутылочек и алюминиевых баночек, из которых удобнее пить».

 

Вопрос вкуса и брожения

Тем не менее на 1 л кваса среднестатистический россиянин по-прежнему выпивает 4 л разных видов сладкой газировки. Сладкие напитки в принципе более популярны. Производят их часто те же самые заводы, что квас и пиво. Некоторые, пытаясь подстроиться под невзыскательную публику, даже выпускают квас, напоминающий колу. Но серь­ёзные производители относятся к таким экспериментам скептически. «Скрещивание одного продукта с другим – это тупик, – считает пресс-секретарь пивоваренной компании «Вятич» Владимир Маматов. – Такой приём размывает восприятие кваса и не в состоянии обеспечить устойчивый рост производства». Впрочем, как посчитала компания NTech, такой напиток «якобы кола» нравится только 0,7% потребителей. Зато квас со вкусом хрена выбирают 22,4%, а со вкусом лесных ягод – 21%.

Среди новинок последних лет, с помощью которых заводы популяризируют квас, зимний напиток с корицей, похожий на глинт­вейн, фито­квас с природным энергетиком. И зависимость потребления от сезона сейчас меньше, чем раньше. «Наше производ­ство работает теперь круглогодично. В сентябре мы продаём кваса столько же, сколько в марте», – свидетельствует Захарычев.

Возникает, правда, вопрос: не приведут ли все эксперименты со вкусами к тому, что напиток перестанет быть таким, каким он нами воспринимается с детства? «До 1917 г. было под 400 сортов кваса: с малиной, яблоками, облепихой. Новые вкусы – это просто возврат к разнообразию, – уверен Маматов. – Опасно другое – когда квас производят по упрощённой технологии, заменяя традиционное двойное брожение одинарным дрожжевым – без использования молочнокислых бактерий. Так быстрее и дешевле. Но получается продукт, теряющий полезный витаминно-минеральный состав».

«Упрощённого кваса» много – почти половина от общего производства. Как отличить такой напиток от настоящего? «Внимательно читайте информацию на этикетке бутылки, – советует Захарычев. – В квасе, выпущенном по традиционной технологии, всегда должна быть закваска из чистой культуры дрожжей и молочнокислых бактерий. И не должно быть никаких посторонних добавок в виде подсластителей, красителей, ароматизаторов, лимонной или молочной кислоты».

Заграница квас не может

По мнению Маматова, производство кваса в России можно удвоить. Но не призывами хранить верность национальным традициям, а дейст­виями в трёх направлениях: расширение линейки сортов для кругло­годичного употребления, масштабное информирование покупателей о разнице между квасом и сладкой газировкой, регулирование государством работы торговых сетей, которые отдают сейчас предпочтение более прибыльным напиткам, чем квас.

Что касается экспорта, то тут перспективы туманные. Даже в лучшие времена его поставки за рубеж составляли меньше 1% от того, что выпускалось в стране. Хотя, кто знает, может, где-то иностранцы наконец и распробуют квас. Как сообщили в Российском экспортном центре, сейчас он представлен в его демонст­рационно-дегустационных павиль­онах в ОАЭ, Турции, Вьетнаме, Египте, Китае.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах