Мнение продавцов: «Помогли нам — помогли потребителям»
Николай Власенко, председатель совета директоров крупной торговой группы:
— Пока никого кризиса в потребительском секторе нет. Нет и никаких структурных изменений потребительской корзины. То есть, как потребляли дорогие и относительно дорогие продукты, так и потребляют. Нет никакого массового психоза. И это, кстати, большая заслуга государства — людям не дают поводов для массового сумасшествия. Так что спешу заверить: товар будет всегда, другой вопрос — по каким ценам.
— Государство приняло решение выделить финансовую помощь 9 крупнейшим розничным сетям России. Как это отразиться на обычных покупателях?
— Сверхзадача помощи сетям вот в чём. У каждой сети более 2 и даже 4 тысяч поставщиков — тех самых производителей, для которых сейчас, в условиях кризиса, очень важны регулярные оплаты. И если сетям не помогать в той или иной мере, единственный способ для них выручить немного средств — это давить на поставщиков, прося отсрочки платежа. И поставщики готовы изменять сроки расчета, но за это потребуют увеличения цен. Поэтому, я считаю, что государство действовало совершенно правильно, не давая и дальше раскручивать инфляцию и цены.
Мнение власти: «Нельзя дать потребителю увидеть пустые прилавки»
Владимир Малышков, руководитель Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы:
— Потребитель пока не видит, что на каком-то сталелитейном предприятии что-то остановилось. А вот когда он придёт в магазин и увидит пустые прилавки — вот тогда начнётся уже не экономический кризис, а политический. Поэтому власть на всех уровнях должна очень внимательно отнестись к тому, кому нужно давать деньги, какие отрасли поддержать. Я понимаю, что есть много сфер экономики, которые сейчас надо поддерживать, но они не все связаны с конкретным человеком. А вот торговля связана и имеет с ним дело каждый день. Поэтому ей нужно помогать прежде всего — хотя пока и не получается.
Но если говорить за Москву — здесь пока всё спокойно. У нас достаточные товарные запасы, причём как в самих магазинах, так и у московского правительства. Сейчас мы, кстати, увеличиваем свой постоянный запас — дополнительно закупаем зерно, мясо, масло, различные жиры и так далее. Мало ли чего может быть? А так мы всегда имеем возможность дать на рынок наши запасы. Их, кстати, по некоторым товарам, хватит на 5-6 месяцев. Причём покупаем мы в основном наше, отечественное, но некоторое и по импорту. Особенно говядину — её в стране у нас не хватает. А вот яйцо, птица, зерно — это за счёт собственного снабжения. Кроме этого Москва имеет 42 агрохолдинга в разных регионах и они дают нам 18% всего довольствия города.
Тимофей Нижегородцев, начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России:
— Проблемы на розничном рынке возникли в том числе и из-за той стратегии, которую многие сети выбирали при своём развитии. А этой стратегией были: безмерное кредитование, бесконечно открытие торговых точек и давление на поставщиков — чтобы покрывать кредитование текущими поступлениями денег. Часть этих компаний стали системо-образующими, и соответственно их банкротство — теперь не только их проблема, но и проблема государства и потребителей. Но, на мой взгляд, правительство достаточно ответственно отвечает на такие вызовы. Оно нацелено на то, чтобы, даже с учётом ошибок бизнесменов, поддерживать крупные, лежащие в основе рынка компании.
С другой стороны, беспокоит то, что за господдержкой должны идти какие-то охранительные меры. Потому что государство сейчас сознательно укрепляет определённых игроков на рынке, и очень важно чтобы, эти игроки, став сильнее, не стали оказывать уничтожающее влияние на смежные рынки. То есть государство должно охранить и поставщиков — от давления, и потребителей — от роста цен.
Что касается дефицита, я не верю, что он будет. Производство растёт, никакого системного отказа поставщиков не было и не предвидится. Это же бессмысленно с точки зрения бизнес-стратегии: отказ от поставки в розничные сети для поставщика сродни самоубийству — так что дефицита бояться не надо.
Мнение эксперта: «Ждём не дефицита, а упадка цен»
Владимир Квинт, зав. кафедры Финансовой стратегии МШЭ МГУ:
— Временный дефицит возникать может: во время кризиса предприятие замедляет темпы роста, и когда кризис заканчивается, потребителям нужны товары, а предприятия еще не начали их производить. Может быть, и другая причина: например, если производители внутри страны большую часть продукции шлют на экспорт. Так было с растительным маслом, и в результате цены на него выросли. С другой стороны, цены могут расти и вследствие слишком большого импорта. Но в основном финансовый кризис не связан с дефицитом товаров, а связан с их избытком. Из-за этого, кстати, в большинстве стран в условиях финансового кризиса возникает дефляция, производители имеют меньший доход, а это негативно влияет на число занятых и на финансовое здоровье предприятий.