С просьбой об очередном повышении госдолга США президент страны Барак Обама обратился к конгрессу 13 января. Напомним, в последний раз верхний лимит государственных заимствований повышался в Америке 2 августа
На этот раз Обама просит у конгрессменов поднять лимит на 1,2 трлн долл. Накануне палата представителей конгресса (большинство в которой принадлежит партии республиканцев) дала официальный отказ, однако сенат (в котором, наоборот, больше демократов) наверняка будет голосовать «за». Кроме того, сам президент может наложить вето на решение конгресса; таким образом, закон о повышении лимита госдолга так или иначе будет принят.
Впрочем, подписание закона ещё не означает, что у Америки сразу появятся деньги. Как пояснил аналитик ИК «РИК-Финанс» Михаил Фёдоров, долг не достаточно просто повысить — его ещё надо кому-то продать. Однако, если в период экономической стабильности Штаты без труда делали это с помощью облигаций, то теперь ситуация изменилась: многие внешние и внутренние факторы играют далеко не в пользу США.
Так, нерасторопность американского правительства давно вызывает опасения у потенциальных кредиторов. За прошедшие полгода США так и не представили какого-либо конкретного плана по сокращению огромного бюджетного дефицита; а значит — даже несмотря на рост основных макроэкономических показателей в последнем квартале 2011 года, — долгосрочные перспективы американской экономики, по меньшей мере, по-прежнему туманны.
На этом фоне страны — участницы БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) ещё прошлой осенью начали изымать капитал из treasuries (гособлигаций США). В частности, Бразилия перевела в другие активы 2,7 млрд долл., Индия — 1,2 млрд. долл., Россия — 2,4 млрд долл., а Китай избавился от treasuries на 1,5 млрд. долл. При этом Китай является одним из крупнейших кредиторов Соединенных Штатов и уже «одолжил» им 1,132 трлн долл. Если китайское правительство и дальше намерено выводить деньги из американских ценных бумаг, проблема нехватки финансов в экономике США обострится.
Впрочем, высокая степень доверия к treasuries по-прежнему остаётся у Японии и Великобритании. По данным американского Минфина, в прошлом ноябре они профинансировали госдолг Соединённых Штатов на 59,9 млрд долл. и 18,2 млрд долл. соответственно.
К тому же на прошлой неделе многие инвесторы перевели капитал в американскую экономику из-за снижения суверенного рейтинга 9 европейских стран. Как поясняет Фёдоров, Америка и Европа фактически ведут борьбу за мировые кредитные ресурсы, и пока что перевес — на стороне США.
— Американская экономика гораздо более стрессоустойчива, чем европейская, — соглашается аналитик ФГ БКС Богдан Зыков. — В США очень хорошо умеют признавать свои ошибки, быстро делают выводы и принимают эффективные меры. Все мы помним, как оперативно началась программа количественного смягчения в разгар кризиса
В то же время Фёдоров полагает, что европейцы нашли способ хотя бы частично покрыть дефицит ликвидности за счёт внутренних ресурсов.
— Европа будет спасать себя, используя свою же банковскую систему. Первое, что они сделали, — это сняли для банков кредитный лимит, и в результате банки начали активно использовать заёмные средства для выкупа государственных облигаций. Далее, чтобы банки не боялись брать взаймы ещё больше, ЕЦБ снизил требования к залоговому обеспечению кредитов, тем самым минимизировав кредитные риски. В итоге, по средним подсчётам, европейские банки смогут занять — а значит, и потратить на гособлигации — до 10 трлн. Евро, — пояснил Фёдоров.