Пока лидеры европейских стран спорили о том, как спасать — или не спасать — греческую экономику, всё больше экспертов склонялись к тому, что «разлад» в верхушке ЕС означает скорый и неминуемый крах еврозоны. Тем не менее, компромисс всё-таки был достигнут: половина греческих долгов частным инвесторам была «прощена», и теперь, что делать с оставшимся долгом (около 100 млрд евро), решает новое национальное правительство. По мнению российских экспертов, создавшаяся ситуация, как ни парадоксально, может сыграть на руку как Греции, так и России. Показав непрочность и даже опасность одних экономических и политических отношений, кризис, вполне возможно, поспособствует зарождению других — более прогрессивных и взаимовыгодных.
О перспективах таких отношений представители греческих и российских бизнес-кругов и институтов власти говорили на Греко-Российской инвестиционной конференции.
— Безусловно, мы находимся на грани масштабного финансового кризиса не только в Европе, но и во всём мире. Это наглядно показали и так называемые «арабские вёсны», и европейские забастовки и другие подобные события, — констатировал на открытии конференции замглавы Федерального агентства по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) Георгий Мурадов. — Именно поэтому мы — наши государства и наши народы, которые исторически являются частью единой цивилизации, — должны плотно сотрудничать, чтобы противостоять кризису.
— Ни для кого не секрет, что наша страна оказалась в крайне трудном положении, но я уверен, что именно в этих условиях тяжелейшей рецессии для Греции открылись новые возможности для продуктивного делового сотрудничества, — соглашается вице-президент Греческого союза центральных торговых палат Георгиос Хондрогианнис. — И нас, конечно, интересует не только туризм. Мы намерены развивать инфраструктуру дорожно-транспортных и энергетических сетей, предприятия по переработке отходов и спортивные объекты.
Выбор этих направлений легко объясняется нынешним состоянием греческой экономики. Очевидно, что за счёт привлечения иностранных инвестиций местные власти рассчитывают «подтянуть» её слабые места и тем самым сократить дефицит бюджета, а со временем — и многомиллиардный внешний долг. Так, по словам Хондрогианниса, основная ставка сделана на альтернативные источники топлива и энергии; ведь сейчас эти потребности страны удовлетворяются за счёт импорта на 95%, а это влетает в копеечку как рядовым грекам, так и казне. На втором месте по важности — строительство железных дорог. Опять же, развитие этого вида транспорта (который в Греции — большая редкость) могло бы не только сократить топливные расходы, но и, в конечном итоге, удешевить сотни видов товаров и услуг.
— Надо сказать, что с туризмом у греков и так всё в порядке, — добавляет зампредседателя комиссии Совета Федерации РФ по делам молодёжи и туризму Александр Борисов. — По крайней мере, россияне всё чаще «голосуют рублём» в пользу греческих курортов, поток наших туристов сюда увеличивается с каждым годом.
Часть затрат на инвестиционные проекты должны покрыть средства, вырученные от приватизации. До
Впрочем, какие именно суммы греческое правительство планирует потратить на совместные инвестиционные проекты, пока не известно. Не назван и размер возможного финансирования со стороны государства-партнёра, которым, вполне возможно, в ближайшие годы окажется Россия. Однако, увеличить поток инвестиций в греческую экономику мы могли бы уже сейчас — причём, без особых затрат, уверен Михаил Дмитриев, президент Центра стратегических исследований.
— За последний год Россия вывела в Европу около 60 млрд долл. инвестиций, из них порядка 20 млрд — прямых. К моему глубокому сожалению, из этих миллиардов Греция не получила практически ничего: наши инвестиции в их экономику составляли менее 0,1% греческого ВВП, да и в общем иностранные инвестиции в Грецию крайне невелики, — рассказал Дмитриев в ходе Конференции. — С другой стороны, за последние годы российский импорт рос буквально двузначными темпами, но доля России в греческом экспорте по-прежнему составляет не более 2%, что никак не влияет на греческую экономику.
По словам Дмитриева, анализ потенциала экономических отношений между странами показал, что объёмы товарооборота между Россией и Грецией легко могут быть увеличены в несколько раз, так же как и объёмы туристических потоков. В свою очередь, приблизительный размер прямых инвестиций со стороны России может составить от 2 до 3 млрд долл. ежегодно.
— Со временем это приведёт к тому, что дефицит платёжного баланса Греции — главная проблема греческого бюджета — сократится более чем на треть, — утверждает Дмитриев, — при этом для России это не составит никаких экономических трудностей, а наоборот, поможет и нам развиваться более успешно.