Что же происходит в стране, где согласно известному выражению «всё есть»?
Из-за чего бастуют?
Как бы парадоксально ни звучало, но причиной забастовок в Греции стало не отсутствие денег, а их наличие: к ним пришла солидная финансовая помощь из Европы. Греки несколько лет жили за счёт европейских кредитов и особенно не тужили: ежегодно повышали зарплаты (за последние 2 года — в 2 раза), пенсии. Но когда дефицит бюджета и невозвращённый заём достиг критической массы (почти 300 млрд евро), стране не дали обанкротиться — иначе бы пришлось «простить» ей долг — и пообещали ещё более 100 млрд евро. Но теперь Евросоюз вознамерился проследить, чтобы греки не пустили эти деньги на «сладкое». Те в свою очередь обязались сократить расходы бюджета. И сделали это в первую очередь за счёт госслужащих. Они-то и вышли на баррикады. А побороться есть за что — их заработки урезали на 30% (!). Но за счёт
— Госслужащих, которые бастуют, мы называем «генералами», — рассказал «АиФ» Георг Акритидис, вице-президент одной из крупнейших турфирм Греции. — Судите сами, многие бюджетники получали со всеми выплатами около 2,5 тыс. евро в месяц (для сравнения: средняя зарплата в их коммерческом секторе около 800 евро). Спросите у тех, кто трудится у частника (их 5 млн к 800 тыс. бюджетников), каждый скажет — давно пора поумерить аппетиты госсектора. Ведь именно из-за них у нас и накопился такой долг. Только на зарплату госслужащих ежегодно тратится 45 млрд евро. И каждое новое правительство постоянно увеличивает штат госслужащих. Сейчас в Греции больше чиновников, чем в Бельгии, Голландии и Люксембурге, вместе взятых.
В то же время коммерческому сектору тоже приходится «ужиматься»: например, владельцы отелей заключили соглашение о том, чтобы уменьшить собственную прибыль на 10%, но сохранить зарплаты сотрудникам. Правда, чтобы компенсировать потери, увеличили рабочее время.
Как же ЕС допустил, чтобы Греция жила не по средствам? Греки вошли в ЕС после того как показали годовую инфляцию всего лишь 2,3%. Именно «показали», потому что в реальности дела шли не так хорошо. По признанию представителей ЕС, они прекрасно знали, что у Греции «проблемы со статистикой», и ещё в 2003 г. хотели отправить туда проверяющих. Но почему-то не отправили. Пожалели их что ли? За это и поплатились.
Кроме служащих недовольны оказались греческие пенсионеры. Правительство будет немного сокращать пенсии тех, у кого они больше 800 евро (у некоторых выплаты доходят до 6,5 тыс. евро в месяц). Только представьте себе: грек может выйти на заслуженный отдых, отработав 15 лет, и получать при этом 80% от последней зарплаты. А немец, который сейчас из-за греческих проблем вынужден стать более экономным (кстати, в Германии урезали даже надбавки ветеранам войны), для получения пенсии в 60% от потерянного заработка должен иметь стаж 35 лет.
Грозит ли нам судьба Греции?
Можем ли и мы попасть в зону экономической турбулентности?
— Нам это не грозит, по крайней мере, в ближайшее время, — рассказал нам Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы. — Несмотря на то что у России впервые с 1998 г. появился внешний госдолг, пока он достаточно небольшой. В докризисные годы, когда Россия складывала сверхдоходы от продажи нефти в «кубышку», было много противников такого наращивания резервов. Их предлагали пустить в том числе на повышение зарплат и пенсий. Сегодня, глядя на пример Греции, видно, что эти сбережения спасли нас от повторения её судьбы. Но всё же не стоит расслабляться — наша экономика ещё не встала на ноги, а мы уже практически полностью исчерпали запасы Резервного фонда. Дойдёт очередь и до Фонда национального благосостояния. А дальше — снова обратимся за иностранными деньгами. Так что и нам следует сокращать расходы бюджета. К счастью, у нас это произойдёт не за счёт уменьшения соцгарантий (хотя напомним, в этом году ни учителям, ни врачам зарплату не поднимали. — Ред.), — у нас их раздутыми и не назовёшь.
— Россию, в отличие от Греции, никто вытягивать не будет, — объяснил Дмитрий Белоусов, руководитель Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. — За границей много своих проблем, и может получиться так, что при необходимости нам и занять-то будет негде. После исчерпания резервов спасти нас может разве что распродажа госсобственности. При условии, что найдутся покупатели.
P. S.: — Знаете, — делится Георг Акритидис, — когда все пишут, как плохо в Греции, почему-то забывают, что греки — самые богатые люди в Европе. На банковских счетах у нас более 400 млрд евро, не говоря уже о недвижимости. Мы даже в шутку говорим: пусть наши чиновники сбросятся со своих колоссальных доходов, и тогда мы тоже немного отстегнём. Может, так и погасим наш огромный долг«. Российские олигархи, слышали?
Екатерина Донских, Виктория Гудкова
Благодарим за помощь туроператора по Греции «Лабиринт».
Особое мнение
Скандал в Афинах
...Тротуар усыпан почерневшими осколками стекла — вперемешку с золой и горячим от солнца пеплом. Фруктовый магазинчик Деметриоса,
— Да какого чёрта? — бурчит он, закуривая сигарету без фильтра. — Правильно ребята сделали. Эти козлы из правительства угробили экономику, а отдуваться будем мы. Знаешь, я сам скоро министрам пойду морду бить.
Правда, Деметриос тут же признаёт, что налогов он не платит, — показывает в отчётах минимальную прибыль.
— А здесь никто этого не делает. Я не хочу выглядеть, как дурак.
Большая часть экономики Греции находится в «тени», и это длилось десятилетиями. В результате греки перехитрили самих себя.
...Сейчас в Афинах никто не верит, что жизнь станет хуже.
— Евросоюз отсыпал нам кучу денег, — объясняет мне таксист по дороге из аэропорта. — Значит, их должны потратить на нужды людей — иначе вновь начнут жечь офисы банков и бить полицию.
В понимании афинян, 100 млрд евро от ЕС (их дали, чтобы удержать Грецию от дефолта) надо положить в мешки и раздавать на улицах «народу, пострадавшему от кризиса». Забастовки и погромы показали, что греки готовы драться за свои льготы в буквальном смысле. Пока греки бастуют и бьют витрины, евро, невзирая на помощь ЕС, отчаянно пикирует вниз: обесценивая сбережения во всём мире — в том числе и жителей России...
Георгий Зотов, Афины
Полную версию спецрепортажа читайте в следующем номере.