Запрет на ввоз продовольствия из ряда западных стран, введённый российским правительством, действует уже 8 месяцев. По данным Минсельхоза, теперь к нам завозят в 4 раза меньше молока и мяса, в 2 раза меньше рыбы, почти вполовину меньше овощей, фруктов и напитков. чем заменили эти продукты?
Комната для коровы
Фермеров призыв к импортозамещению воодушевил. Но одного энтузиазма недостаточно.
«Курс на импортозамещение вдохновил крестьян, - говорит Михаил Силантьев, председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Архангельской обл. - Даже те, кто не занимался фермерством, собираются в этом году посадить больше картофеля, берут козочек, курочек. Производство молока и мяса у фермеров увеличивается. Но не всегда власти поддерживают это воодушевление. Например, губернатор Архангельской обл., вместо того чтобы покупать продукцию у фермеров, договорился о поставках к нам белорусских товаров. В целом по стране львиная доля господдержки уходит крупным производителям, хотя они менее эффективны. Так, в агрохолдингах место для одной коровы стоит 1-1,5 млн руб., а у фермера - 200-300 тыс. руб. Неудивительно, что мегахолдинги - главные неплательщики по кредитам: сколько надо произвести и продать молока, чтобы окупить «комнату для коровы»?»
«Санкции сыграли свою роль, - согласен фермер из Татарстана Мурат Сиразин. - В республике организовали сельхозярмарки, и люди кинулись покупать отечественное - ведь у нас дешевле на треть. В этом году поголовье коз я увеличил в два раза. С соседями создали артель: они сдают мне молоко, я перерабатываю и продаю. А вот в торговые сети по-прежнему попасть сложно. Из федерального центра выделили миллиардные субсидии, но до крестьян они не доходят! Чиновники создают всё новые условия для их получения. А нужно как в Европе - чтобы на каждую голову скота и на каждый гектар земли ежемесячно на карточку приходили бы деньги. Тогда фермеры будут заинтересованы в наращивании производства».
Made in Russia
Производители бытовой техники уже давно и успешно борются с засильем импорта. Правда, многое из того, что сделано в России, принадлежит иностранным компаниям. И всё-таки это позитивная тенденция, ведь производства приносят доходы в казну и дают рабочие места.
«Крупная бытовая техника - холодильники, стиральные машины, микроволновые печи - в основном производится в России, - говорит Антон Гуськов, представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). - Причём это не только сборка - у нас же изготавливается и часть деталей для перечисленных изделий. Больше всего российских комплектующих у стиральных машин и холодильников. Целиком импортной является лишь мелкая бытовая техника - фены, кухонные комбайны.
В электронике ситуация несколько сложнее - здесь деталей российского производства меньше и они не самые важные. Скажем, пластиковые корпуса телевизоров у нас отливают целиком, устанавливают программное обеспечение. А вот чипы и жидкокристаллические модули для экрана завозят - именно эти детали самые дорогие в телевизорах, во многом они и формируют цену изделия. Компьютеры, ноутбуки, планшеты, мобильные телефоны - это стопроцентный импорт. Несмотря на некоторое сокращение продаж, с нашего рынка пока уходят только мелкие китайские компании. Крупные корпорации покидать Россию не собираются, хотя в некоторых из них обсуждаются планы сокращения выпуска бытовой техники, остановки линий».
Бренды с русскими корнями
Зайдите в любой торговый центр страны - кругом иностранные названия. На самом деле многие фирмы имеют русские корни. Некоторые были основаны нашими соотечественниками, но зарегистрированы за границей. Свой товар они производят в России, в Европе, но большинство - в Польше и Китае. Странно, что многие компании скрывают своё происхождение, ведь их продукция пользуется довольно неплохим спросом.
Без трусов, но в платье?
В конце 2014 - начале 2015 г. ряд европейских марок одежды объявили об уходе с российского рынка. Готовы ли наши производители занять их нишу или её оккупируют импортёры из Китая и Турции?
В 2014 г. в России произвели 132 млн 369 тыс. трикотажных изделий. В них можно было одеть 90% населения страны (на 1 января 2015 г. - 146 млн). Вот только каждому достался бы один предмет - кому-то трусы, кому-то платье, кому-то брюки. Обеспечить полным комплектом одежды всех россиян отечественная лёгкая промышленность пока не в силах.
В 2015 г. всплеска швейного производства тоже не ожидается. «За счёт сокращения импорта нашим предприятиям удаётся сохранять объёмы производств, но его увеличения нет, - рассказал «АиФ» Андрей Разбродин, президент Союза предпринимателей текстильной и лёгкой промышленности. - Причина - отсутствие дополнительных оборотных средств. Хотя мощности для расширения имеются и российские производители готовы занять 25-30% отечественного рынка легпрома. Второе препятствие - отсутствие правильно организованного оптового звена между производителем и торговыми сетями».
Mежду тем отдельные отечественные компании всё-таки собираются воспользоваться шансом, который предоставляет текущая экономическая ситуация. «Да, много иностранных игроков покинули российский рынок, но он по-прежнему существует, - комментирует Ян Хеере, генеральный директор «Kira Plastinina». - Мы, например, и дальше будем инвестировать в фабрику в подмосковном г. Озёры. Планируем увеличить производственные мощности в 3 раза».
Один из крупнейших и старейших российских производителей одежды «Gloria Jeans» тоже рассматривает экономический шторм как время для развития. Однако руководитель компании в конце 2014 г. сообщил о переводе головного офиса в Гонконг. Впрочем, в РФ у фирмы и сейчас всего 20% производственных мощностей.
Зато наши дизайнеры, создающие небольшие коллекции, практически всё шьют в России, рассказала «АиФ» Анастасия Рязанкина, создатель проекта «Носи русское». И дизайнерские вещи отечественного производства по стоимости вполне сопоставимы с одеждой популярных иностранных брендов средней ценовой категории (например, платье можно купить по цене от 5 тыс. руб.).