Название городка в Ленобласти Пикалёво стало в последнее время нарицательным. «Пикалёвский бунт» — так окрестили в СМИ события прошедшего июля, когда работники местных заводов перекрыли федеральную трассу и требовали выплаты зарплат и возобновления производства. Чтобы снять социальное напряжение и разрешить конфликт, на место пришлось лично прибыть Владимиру Путину. Премьер, мягко говоря, устроил разбор полётов владельцам пикалёвских предприятий и проследил за тем, чтобы работа на заводах возобновилась. В итоге, прямо на глазах главы правительства бизнесмены подписали соглашение о поставках сырья, которое должно было на долгое время обеспечить пикалёвцев и работой, и доходом; но оказалось, война интересов вокруг пикалёвских заводов далеко не закончилась.
Как стало известно накануне, один из крупнейших участников тогдашней сделки — «Евроцемент Групп» — намерен расторгнуть соглашение, отказаться от услуг пикалёвских заводов и перейти на собственное производство в 2010-м году. Об этом глава компании Филарет Гальчев уведомил Минпромторг и власти Ленинградской области, сообщает РБК, причём решение это, по многим признакам, назрело далеко не внезапно. Участие в вынужденной сделке с пикалёвским производством было невыгодно почти для всех фигурантов — бизнесмены долгое время не могли согласовать цены на сырьё хотя бы так, чтобы не работать себе в убыток, и в итоге приняли цифры, в полтора-два раза превышающие ранее установленные. Тот же «Евроцемент» стал закупать нефелиновый шлам по 520 руб. за тонну вместо прежних 400 руб. Не удивительно, что этот самый шлам и планируется исключить из производственной цепочки «Евроцемента», после чего компания откажется от поставок с «Базэлцемент-Пикалево» (предприятие принадлежит холдингу О. Дерипаски). Для градообразующего предприятия, а вместе с ним, естественно, и для города, это станет «контрольным выстрелом» — производство просто встанет, а тысячи людей вновь останутся без работы.
— Пикалёво некогда был единым производственным комплексом, но сейчас он просто разрушен, — рассказал нам научный руководитель Института национальной стратегии, профессор Никита Кричевский. — Причём разрушение хозяйственного комплекса произошло ещё в 2004-м году, когда было решено продать 3 производства. Глиноземный завод перешел к господину Дерипаске, цементный завод — под контроль компании «Евроцемент групп», а «Метахим» остался у прежнего собственника. И это ещё полпроблемы. Сырье для пикалёвского глиноземного завода поставлялось с Кольского полуострова, с АО «Апатит». В 2005 году «Апатит» повысил цены на сырье для Пикалёва в 1,5 раза, и к 2007 году тонна глинозема, который вырабатывали в Пикалёво, стоила 10 тыс. рублей, хотя на мировых рынках — от силы 8,5 тыс. То есть производство оказалось невыгодным. При этом на отходах глиноземного завода работали и цементный завод, и предприятие, производящее соду. И вот когда предприятие оказалось убыточным, Дерипаска решил его перепрофилировать и выпускать цемент — и в моногороде оказалось 2 цементных завода.
При этом господин Дерипаска еще в 2007 году уведомил администрацию области о сокращении почти тысячи работников с основного предприятия, — напоминает Кричевский. — Поскольку прекратились поставки отходов на пикалёвский цементный завод, там производство остановилось, и тысяча человек оказались на улице сразу. Вслед за пикалёвским цементным заводом остановился и «Метахим», потому что не оказалось сырья. И никакие структуры в этой ситуации не могли ничего сделать, — заключил экономист.
Какие структуры вмешаются в ситуацию в этот раз, непонятно. Сделка, из который ныне собирается выйти «Евроцемент», была одобрена ФАС, но это вовсе не означает, что антимонпольщики собираются противостоять её расторжению. В Минпромторге на заявление «Евроцемента» пока вообще не реагируют и только надеются, что к декабрю все заинтересованные стороны «пикалёвской цепочки» достигнут взаимовыгодного соглашения.
Что касается самого города, при самом худшем раскладе его ждёт фактически банкротство и расселение — именно так предлагает поступать с «депрессивными» моногородами Минрегион. Согласно докладу министерства, в России как минимум 17 населённых пунктов находятся на грани социального взрыва, и если правительство посчитает, что поддерживать их финансово — нецелесообразно, неблагополучные города просто уберут с карты России. Во сколько это обойдётся бюджету, не уточняется, однако несколько пилотных кандидатов на устранение в Минрегионе уже наметили.