— У родни в деревне газа нет и в ближайшее время, похоже, не предвидится. А если труба придёт, так с дома, поди, тысяч по 50 собирать будут за подключение. Да деревенские сами откажутся! Понятно: «в Европы» газопроводы прокладывать приятнее. Своим гражданам — по остаточному принципу. Но ведь запасы истощаются, а в Европе, говорят, столько газа никому не нужно. Будут тогда эти трубы за миллиарды долларов ржаветь на дне морей? А убытки за счёт кого покрывать: тарифы поднимут в России? И. Новиков, Курская обл.
Удар по ударным стройкам
Экономический кризис сказался и на «Газпроме». Монополия сокращает инвестиционную программу и переносит ввод в строй нескольких новых месторождений. На прошлой неделе глава «Газпрома» А. Миллер обратился к премьер-министру В. Путину с просьбой о «налоговых каникулах» для некоторых проектов. При этом неизменными, похоже, остаются лишь самые грандиозные планы «Газпрома» — трубопроводы по дну Чёрного и Балтийского морей. Это «Южный поток» ориентировочной стоимостью 25 млрд. евро и пропускной способностью 63 млрд. кубометров в год и «Северный поток» стоимостью 7,4 млрд. евро и пропускной способностью 55 млрд. кубометров в год. В силе остаются инвестиционные планы компании в Латинской Америке и Африке. В начале августа в Анкаре была достигнута договорённость о строительстве по дну Чёрного моря и второй ветки «Голубого потока». Так через Турцию можно дотянуться до Сирии, Израиля и других стран региона.
— «Газпром» по инерции продолжает политику, выстроенную когда-то из предположения, что газ будет стоить и 1000 долларов за 1000 кубометров, — говорит Михаил Корчёмкин, директор американской «Ист Европиан Газ Анализис». — Компания надеялась войти во все газовые проекты, которые есть вокруг Европы, — азиатские, нигерийские, ливийские и др., и получать максимум прибыли на богатом европейском рынке.
Среди вопросов к экспортным газпромовским проектам сегодня, похоже, нет только такого: «А хватит ли газа?» Как говорят в компании, разведка новых месторождений опережает истощение старых. Запасы «Газпрома» самые богатые в мире — 33 трлн. кубометров. При нынешних объёмах добычи только этого хватит на полстолетия. В 2008 году «Газпром» добыл около 550 млрд. кубометров газа. Между тем это меньше, чем в 2007 году. Снижение объёмов продаж, добычи и, как следствие, выручки продолжится и в 2009 году.
Так, в 1-м квартале 2009 года по сравнению с 1-м кварталом 2008-го европейцы купили российского газа меньше на 39%, во втором квартале — на 24%. По мнению Сергея Правосудова, директора Института национальной энергетики, проблема — временная: «Газ — более экологически чистый вид топлива по сравнению с нефтью, его потребление до кризиса быстро росло. Этот процесс продолжится, когда мировая экономика начнёт оживать».
Война прогнозов
По прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), в 2020 году Евросоюз и Турция будут импортировать около 100 млрд. кубометров газа в сжиженном виде и около 500 млрд. кубометров по трубопроводам (сейчас импортируют 300 млрд. кубов). Поставки газа из самой России по сравнению с нынешними, по прогнозу МЭА, могут вырасти не менее чем на 60 млрд. кубометров в год.
В «Газпроме» дают схожий прогноз. Через 10 лет российский экспорт в европейские страны вырастет примерно на 60 млрд. кубометров и составит от 219 до 227 млрд. кубометров в год по сравнению со 160 млрд. кубометров в 2008 году.
Но, по словам Михаила Корчёмкина, даже этот прогноз значит, что один из двух «потоков» окажется лишним:
— Можно сказать, 25 млрд. евро на строительство «Южного потока» будут потрачены только для того, чтобы сократить украинский транзит. Не слишком ли дорогое удовольствие?
Из 160 млрд. кубометров газа для Европы в прошлом году через украинский коридор ушло около 120.
Однако насчёт потребления в Европе есть и более пессимистичные прогнозы. Евросоюз недавно принял программу повышения энергоэффективности и использования возобновляемых видов энергии. Еврочиновники обещают: к 2020 году общеевропейский импорт газа при цене нефти в 61 доллар за баррель (сейчас — около 70) вырастет лишь на 40 млрд. кубометров. А при цене в 100 долларов за баррель — и вовсе упадёт, несмотря на то что собственная добыча газа в Европе при любом раскладе будет неуклонно снижаться.
Кроме того, в борьбе за европейского потребителя серьёзным конкурентом «Газпрома» может стать Катар. В этой третьей по запасам голубого топлива стране предполагают форсировать строительство новых заводов по сжижению газа и ориентируются как раз на продажи в Европе. Европравительство, пугая граждан зависимостью от России с её «газовым оружием», настойчиво продвигает и проект «Набукко».
— По-прежнему неясно, каким газом он будет заполнен, — рассуждает Константин Симонов, директор Фонда национальной энергобезопасности. — Битву за Туркменистан Россия и Евросоюз проиграли Китаю. Он в следующем году начнёт покупать в Туркмении 40 млрд. кубометров газа. Другие источники для «Набукко» недостаточны (Азербайджан) или рискованны (Иран). Идеальным было бы соединение «Южного потока» и «Набукко» в единый проект«.
При этом, по мнению эксперта, «Южный» и «Северный» потоки будут полностью заполнены даже при неблагоприятном сценарии. В крайнем случае без транзита останется именно Киев. «А что делать? — говорит Симонов. — Ведь газовые отношения с Киевом находятся в патовой ситуации».
На прошлой неделе премьер-министр Украины Ю. Тимошенко подтвердила: «Нафтогаз» хочет пересмотреть выстраданный всего лишь полгода назад по итогам «газовой войны» контракт. В Киеве говорят, что в следующем году из-за кризиса снизят закупки газа вдвое — до 25 млрд. кубометров. В этом случае Украина потеряет статус крупнейшего зарубежного рынка сбыта для «Газпрома». Но неприятнее, что перекраивать соглашения украинские власти опять смогут, поигрывая задвижкой на транзитной трубе.
Между тем «потоки» в Балтийском и Чёрном морях не гарантируют «Газпрому» транзитной стабильности. Политические риски существуют и на новых маршрутах. Так, например, разрешение на прокладку трубы в своей экономической зоне пока не даёт Швеция. Новое болгарское правительство засомневалось: а так ли уж нужен стране «Южный поток»? Непростой партнёр, который ещё может «обрадовать» новыми условиями, — Турция.
Риски по новым проектам разделяют немецкие, голландские и итальянские компании. В строительство «потоков» они вкладывают свои деньги. Однако лёгкие времена для «Газпрома», без сомнения, кончились, а риск убытков и ответственность выросли. Компании нужно будет учиться работать при новых европейских законах, которые осложнили жизнь энергетических монополистов, бороться с конкурентами и доказывать европейцам, что «страшные русские» — это миф.
О том, чего ждать от «затянувшего пояс» «Газпрома» самим россиянам и бюджету страны, читайте в ближайших номерах «АиФ».