Примерное время чтения: 5 минут
677

Бизнес, растущий на пепелище: кто и почему нажился на кризисе

Нефтяные компании и международные банки беднеют и разоряются на глазах, металлургические и автомобильные заводы увольняют половину персонала или закрываются, вчерашние миллиардеры отменяют свадьбы, распродают заграничную недвижимость и просят финпомощи у правительства. Так выглядит приблизительная картина финансового кризиса, вырисовывающаяся в последние несколько месяцев. Однако на фоне общей разрухи и паники некоторым бизнесменам всё же удаётся оставаться на плаву и, более того, разбогатеть. Речь не идёт о биржевых спекулянтах или тех, кто скупает умирающих конкурентов. Специфика некоторых производств просто-напросто такова, что именно в период всеобщей экономии их продукция становится нарасхват. Кто же выиграл на том, что мы начали меньше тратить?

 

Рестораны

 

Замечали, что в последнее время рестораны и кафе опустели? Найти столик в пятницу вечером теперь намного проще, а витрины забегаловок так и пестрят объявлениями о всевозможных скидочных акциях и спецпредложениях. Так «бедные» рестораторы из последних сил пытаются завлечь в свои потерявшие популярность заведения хоть каких-то посетителей. Куда же эти посетители делись? Дружно ушли в более дешёвые пункты общепита. Согласно данным «Profi Online Research» и «Qualitel Data Services», только 30% россиян готовы в кризис побаловать себя походом в более или менее дорогой ресторан или бар. Остальные предпочитают фастфуды и уличные ларьки, благодаря чему прибыли последних и выросли по сравнению с прошлым годом. Аналогичная ситуация наблюдается за рубежом. Средний доход сети «Макдональдс» по разным данным вырос на 10%, а популярные американские ресторанчики, специализирующиеся на жареных окороках, планируют в этом году открыть 300 новых точек по всему миру.

 

Табачники

 

Буквально на днях табачные компании пожаловались на то, что их доходы в премиальном, то есть самом дорогом секторе продукции значительно снизились. Второй по величине производитель сигарет в России Philip Morris рапортовал о сокращении отгрузок в РФ на 6%. По информации РБК, товар «по средней цене» тоже стали покупать меньше — здесь снижение спроса составило около 6,8%.

Но стали ли россияне меньше курить? Вовсе нет. Просто курят теперь то, что дёшево. Отгрузки сигарет низкого ценового сегмента, наоборот, выросли. Одна из «дешёвых» марок, продаваемых в России, стала популярнее аж на 27,7% в первом квартале этого года. Впрочем, такая тенденция вырисовывается на мировом рынке уже не впервые: ещё во времена американской Великой депрессии именно табачные компании были единственными прибыльными предприятиями на всём рынке: только их акции показывали рост в то время, когда все кругом падали. Что и неудивительно: в кризис сигареты становятся самым доступным способом развлечься и успокоить расшатанные нервы.

 

«Мыльники» и «шампунники»

 

Согласно соцопросам, во время кризиса первыми под сокращения попадают расходы на мебель, бытовую технику, электронику, ремонт квартиры, автомобиль и услуги связи. Зато предметы личной гигиены — зубные щётки, ватные палочки, бумажные платки, шампуни, мыло и так далее — пользуются неослабевающей популярностью в любые, даже самые тяжёлые времена. Видимо, реже мыться и меньше причёсываться люди не согласны ни при каких условиях, и это, естественно, отражается на кризисных доходах соответствующих компаний. Так, крупнейший производитель бытовой химии и средств гигиены Procter & Gamble заработал за прошлый год 14,08 млрд долларов и вошёл в список 50 самых крупных компаний в мире (22-е место). На 42-м месте этого же рейтинга оказалась компания Johnson & Johnson — производитель лекарств и косметических товаров.

 

Большие и дешёвые

 

Как ни странно, крепко стоят на ногах крупные торговые сети, специализирующиеся на дисконтных товарах и мелкооптовых продажах. Ради сохранности семейного бюджета россияне не ленятся ехать даже за город — лишь бы добраться до большого и дешёвого гипермаркета, где можно закупиться хоть на полгода вперёд. Приобретают популярность и покупки «пачками»: согласно одному из главных правил экономии, целая упаковка мелких товаров всегда обходится дешевле, чем много тех же товаров по отдельности.

Результат — дисконтные «монстры» чувствуют себя во время кризиса более чем спокойно и даже умудряются приписать несколько лишних нулей к своим доходным статьям. Благодаря страсти покупателей к экономии, в год кризиса два совладельца европейской сети магазинов «Альди» умудрились попасть в список самых богатых людей мира.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах