Слово «акциз» стало в последнее время мелькать в медиа часто. По сути своей, оно означает определённый государственный налог, который включается в цену товаров специального перечня, величина которого может достигать до 70% от его стоимости. В этот список входит и бензин. Однако у экспертного сообщества вопросы повышения акциза на топливо вызывают неоднозначную реакцию. Так, например, достаточно учесть только тот факт, что в стоимости литра бензина цена нефти занимает лишь 9%, всё остальное — это налоговые выплаты. Чего ждать от повышения акцизов на бензин и к каким последствиям может такая мера привести, АиФ.ru рассказали эксперты.
Кривая изменений
Разговоры о повышении акциза на топливо ведутся регулярно. Стоимость его растёт с не меньшей периодичностью. Так, например, последнее удорожание было только 1 января 2016 года — тогда ставка на бензин класса Евро-5 поднялась на 36,1%, или в пересчёте на рубли — на 2 рубля, до 7,53 р. за литр. Не отстаёт и дизтопливо — его повышение составило 20,3% — до 4,15 р. за литр. При этом нефтегазовые компании, вопреки ожиданиям, не переложили это удорожание на потребителей, за счёт чего не произошло и скачка цен.
При этом в правительстве уверены, что и в этот раз ситуация повторится. «Мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения», — отметил глава Министерства финансов Антон Силуанов. В результате получается, что будет принята популярная мера, когда доходы казны увеличиваются, а расходы населения при этом нет.
Акцизы: плюсы и минусы
Аналитики же оптимизм министра финансов не разделяют и относятся к подобного рода предложениям скептически. А некоторые из них даже называют такое решение «принятым наспех» — всё потому, что законопроект был подготовлен, по их мнению, слишком быстро. При этом он не прошёл предварительных слушаний и не учитывал мнение участников рынка, полагают специалисты.
Кроме того, тут стоит учитывать и тот факт, что президент РФ заговорил о необходимости приватизации госкомпаний. По определению, условия при этом должны быть максимально привлекательными для потенциальных покупателей. Растущие акцизы могут отпугнуть потенциальных инвесторов, полагают специалисты.
«Считаю инициативу Министерства финансов по повышению с апреля 2016 г. акцизов на бензин и дизельное топливо преждевременной, так как повышение цен на данные виды топлива приведёт к повышению их оптовых и розничных цен и к ещё большему спаду спроса со стороны потребителей. Это, в свою очередь, может привести не к повышению поступлений в бюджет, а к уменьшению. С одной стороны. С другой — негативным последствием данного решения может стать недоинвестирование и сворачивание части инвестиционных проектов у нефтяных компаний, которое может вылиться в падении добычи нефти в ближайшие годы», — прокомментировала данную ситуацию депутат Тюменской областной думы Инна Лосева.
«Планы государства по поднятию акцизов на топливо понятны — в сложных экономических условиях бюджет хочется пополнять за счёт любых возможностей. Но стоит задуматься о последствиях воздействия такой меры на экономику, которая отнюдь не складывается только из бюджета. На фоне экономической неурядицы обременять бизнес — не самое лучшее решение, тем более, в такой деликатной сфере, как акцизы на топливо. Ведь любому, кто мало-мальски разбирается в том, как работает экономика, понятно, что эффект от повышения акциза — негативный, к тому же он будет мультиплицирован. Возросшие расходы производители топлива компенсируют за счёт роста стоимости как в оптовом, так и в розничном звене. Рост стоимости топлива, а это не только бензин, но и дизельное топливо, удорожит перевозки, что опять-таки приведёт к росту стоимости товаров и услуг. А сельское хозяйство? Тут потребности в ГСМ колоссальные, и стоит ожидать роста себестоимости урожая и, как итог, его подорожания для конечного потребителя. Таким образом, правительство раскручивает инфляционную спираль и вынимает деньги из карманов как производителей и предпринимателей, так и населения. Не очень мудрое решение. Можно, конечно, попытаться сдержать цены административным путём, но пока нет успешной истории подобных попыток. Возможно, лучше поумерить аппетиты и не увеличивать вновь акциз, тем более что в начале года он уже был увеличен. Должна же быть разумная фискальная политика, учитывающая все действующие факторы, в том числе в среднесрочной и долгосрочной перспективе», — высказывает свою точку зрения на данный вопрос исполнительный директор ООО «Центр управления и права» Константин Барановский.
Вопрос цели
Опасения по возможным минусам такого решения высказывают и в Федеральной антимонопольной службе. Здесь отмечают, что налоговая нагрузка на нефтяников и так довольно велика. В результате увеличение стоимости акцизов на топливо может ударить по всем участникам рынка, в том числе собственникам различных нефтеперерабатывающих производств, владельцам АЗС и конечным потребителям, считают аналитики.
Есть и такие эксперты, которые считают, что доходы от этого следует направлять на другие цели. «Пополнение бюджета за счёт акцизов, на первый взгляд, это хорошо. Но полученные средства нефтяники могли бы направить на геологоразведку, бурение, разработку месторождений, нефтепереработку. А ведь это гарант поступления доходов в казну за счёт нефтяных налогов на долгие годы», — считает член Общественной палаты Югры Андрей Дробышев.
А для населения пока главным остаётся вопрос роста цен на топливо.