Холода не страшны
Готовь сани летом — хотя на улице ещё совсем тепло, подготовка к зиме уже идёт полным ходом. По словам Александра Трембицкого, начали с социальных объектов. До первого сентября проверили и привели в порядок системы отопления в школах и детских садах. К первому октября закончат все работы.
«На подготовку региона к осенне-зимнему сезону в этом году направили 5 млрд 856 млн рублей — на 500 млн рублей больше, чем в 2020-м, — рассказал заместитель главы администрации. — В первую очередь деньги пошли на подготовку инфраструктуры: котельных, теплотрасс, объектов газовой сферы».
До конца года власти планируют модернизировать 55 котельных (всего на Кубани 2801 такой объект), причём 34 — за счёт инвесторов. С начала года в крае 110 км теплотрасс заменили на новые, до конца года обновят ещё 50 км. Делают это в рамках поручения губернатора менять не менее 5% сетей в год (всего на Кубани 3320 км теплотрасс).
Хотя состояние сетей не позволяет проходить отопительный период без технологических инцидентов, но их число, по словам Александра Трембицкого, снижается каждый год. Пять лет назад было 32 аварии, три года назад — 17, два года назад — 13, в прошлом сезоне — 9.
«Нормативные акты считают аварией такой инцидент, который не устранили за 24 часа, — добавил вице-губернатор. — Таких случаев у нас не было уже шесть лет».
Одна из причин в том, что власти особое внимание уделяют комплектованию аварийных бригад. Сейчас эта работа находится уже в завершающей стадии. Во всех городах и районах разработали план действий при возникновении и устранении последствий ЧС. Есть постоянно действующий резерв мобильных электрических станций. Подготовили все запчасти и расходные материалы.
В сфере ЖКХ часто бывают непредвиденные ситуации. По словам Александра Трембицкого, если они возникнут, то власти готовы ликвидировать их в кратчайшие сроки.
«В прошлом году в Армавире авария на котельной произошла 28 декабря, мы понимали, что в ближайшую неделю-две ситуацию на месте ситуацию исправить не сможем, — рассказал заместитель главы администрации края. — Но нельзя на Новый год оставлять людей без тепла, поэтому решили быстро перебросить в город две мобильные котельные. Одну доставили из Сочи. Вторую — из Санкт-Петербурга. Так что умение реагировать на нестандартные ситуации у нас есть».
«Будем с газом»
По поручению президента недавно приняли закон о «последней миле», согласно которому в газифицированных населённых пунктах людям должны доводить трубу до границ их участков. Александр Трембицкий рассказал, что уже более 20 тысяч кубанцев подали заявки на догазификацию, но власти ожидают до 60 тысяч обращений.
«Это было долгожданное предложение президента, — отметил вице-губернатор. — Хотя газификация Краснодарского края и выше средней по стране, только за последние пять лет мы провели голубое топливо в сто населённых пунктов, впереди ещё много работы».
Александр Трембицкий сообщил, что до конца 2022 года планируется провести газ к участкам всех домовладений, расположенных в газифицированных населённых пунктах. В дома первых счастливчиков газ придёт уже в конце октября этого года.
«Сейчас Министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края заканчивает формировать интерактивную карту газификации региона, — добавил вице-губернатор. — На ней жители могут подать заявку на газификацию и отслеживать её статус. Главное, что жители, подающие заявки, ничего не платят, догазификация финансируется за счёт средств Единого оператора газификации РФ и денег из краевого бюджета».
Александр Трембицкий отметил, что принятие нового закона ускорит темпы газификации Краснодарского края. Если в России по поручению президента газифицировать всех должны к 2030 году, то на Кубани могут сделать это на два-три года раньше.
Мост раньше срока
На год раньше запланированного сдадут в Краснодарском крае и Яблоновский мост. Четырёхполосный мост через Кубань рядом со старым, двухполосным, начали строить в 2019 году.
По контракту сдать объект должны в 2024 году, но, если будет дополнительное финансирование из федерального бюджета, строители готовы уже в конце 2023 года завершить работы. Заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин во время визита в Краснодарский край посетил стройку вместе с губернатором и, увидев важность моста для региона, пообещал помочь с финансированием. Соответствующее постановление правительства готовится, так что движение по новому мосту начнется уже через два с лишним года.
«Также у нас проектируются и строятся новые дороги, обновляются устаревшие трассы, — рассказал вице-губернатор. — Первого июля началось возведение первого этапа новой федеральной дороги А-289, которая будет проходить от Краснодара через Славянск-на-Кубани, Темрюк и до Керчи. Строится обход Анапы, Дальний западный обход Краснодара, который позволит освободить город от транзитных автомобилей, транспортные развязки на Джубге. Это всё федеральные проекты».
По словам Александра Трембицкого, и они могут быть закончены раньше срока, если будут дополнительные деньги из федерального бюджета.
За счёт государственной программы «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края» начали строить два новых обхода вокруг Ленинградской и Тимашевска. По национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в 2021 году запланировано отремонтировать порядка 165 км полотна на региональных автомобильных дорогах и на территориях Краснодарской, Сочинской и Новороссийской городских агломераций.
«За последние три года объём дорожного фонда Краснодарского края вырос на 15% и сейчас составляет 39,9 млрд руб, — сообщил вице-губернатор. — 34 млрд из них — деньги из краевого бюджета, остальное — из федерального. За счёт фонда мы субсидируем муниципальные образования, которые ремонтируют дороги местного и регионального значения».
Сколько на ремонт?
В последние годы жители Кубани стали исправно платить взносы в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов. Сейчас собираемость в крае держится на уровне более 95%, на первое августа и вовсе приблизилась к полной (99,2%). С первого января 2021 года было начислено порядка 1,5 млрд рублей, и почти такая же сумма поступила в Фонд капитального ремонта с учётом погашения долгов за прошлые периоды. Для сравнения: в 2015 году собираемость взносов на капремонт едва превышала планку в 51%.
«Это связано с тем, что люди увидели, что программа действительно работает, от неё есть эффект, — объяснил Александр Трембицкий. — К тому же система капремонта становится всё более прозрачной и понятной для собственников. Сегодня при желании любой человек может на сайтах Министерства ТЭК и ЖКХ края и Фонда капремонта, в социальных сетях увидеть, как и на что расходуют собранные средства, какие работы выполняют, изучить отчёты, документацию».
При этом, по словам вице-губернатора, Кубань остаётся одним из немногих регионов страны, где взносы за капремонт никогда не индексировались: как были 5,32 руб. за кв. м в 2015 году, так и остались. Хотя стройматериалы за это время скакнули в цене, поэтому вопрос требует всестороннего изучения.