Примерное время чтения: 4 минуты
2782

За три года — на крыло. Как воссоздать гражданскую авиацию?

Самолет МС-21.
Самолет МС-21. Корпорация Иркут

Президент поставил перед отечественным авиапромом задачу — через два-три года заменить импортный пассажирский авиапарк (боинги, эйрбасы, эмбраеры и бомбардье) российским. Рассказываем, что есть сейчас, что и когда будет и как все это сделать.

Что есть

По данным Минтранса, в настоящее время в России 1101 пассажирский авиалайнер, из них свыше 67% — самолеты иностранного производства (Boeing, Airbus, Embraer, Bombardier). Средний возраст самолетов — 14,6 года; самые старые из них — отечественные самолеты советских моделей: Як-42 (28 лет), Ан-24 и Ан-26 (48 лет). Летает примерно 80% авиапарка — и это очень высокий показатель, считают эксперты. Ведь до пандемии мы летали куда больше и чаще: сейчас мы практически не летаем за границу, а это было примерно 40% перевозок. То, что почти ни одного срыва из-за неисправностей нет, означает, что поток замены авиационных запчастей налажен, полагают собеседники aif.ru. Они поступают благодаря «параллельному импорту» от производителей, которые опасаются вторичных санкций. Причем, хотя используется «серая» схема поставок, сами детали — легальные; это аналоги, допущенные к установке авиационными властями или даже самим производителем оригинальных узлов и деталей. Таких производителей в мире очень много.

Одновременно западные авиационные власти и авиакомпании сейчас постепенно смягчают позиции, стремясь что-то сохранить или вернуть. Тем не менее нынешние боинги и эйрбасы выработают свой ресурс уже через пять-семь лет. Поэтому создание собственных самолетов — единственная возможность развития отрасли, отмечают эксперты.

Когда и как

В зависимости от различных факторов, замещение иностранных самолетов отечественными, по оценке экспертов, займет от трех до семи лет. Среди главных рисков реализации «Комплексной программы...» особенно серьезны такие, как неисполнение графика поставок отечественной авиатехники, дефицит кадров для производства, эксплуатации и обслуживания самолетов, а также внешние факторы — ухудшение экономической конъюнктуры и геополитической обстановки.

Сложнее всего найти специалистов для необходимого расширения авиационного производства: в России сохраняется серьезный дефицит кадров. Решению этой проблемы поможет кооперация предприятий Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), особенно Казанского авиационного завода и ульяновского «Авиастар-СП», полагают эксперты.

Что будет

Правительство России в вопросе развития воздушных перевозок сделало ставку на отечественную авиатехнику. Власти приняли важнейший документ, который рассматривает вместе потребности авиакомпаний и возможно­сти авиапромышленности — «Комплексную программу авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года».

Согласно этой программе, отечественные воздушные суда займут более 80% российского авиапарка. С 2022 по 2030 год в российские авиакомпании должны поступить 1036 самолетов. В том числе 142 самолета SSJ-NEW, 270 МС-21-310, 70 Ил-114-300, 70 Ту-214, 12 Ил-96-300, 140 самолетов «Ладога», 178 Л-410 и 154 самолета «Байкал». К 2025 году авиапарк российских компаний увеличится до 1222 авиалайнеров, при этом доля импортных самолетов должна сократиться до 53%. К 2030 году «небесный парк» должен вырасти до 1714 авиалайнеров, из которых иностранными будут не более 19%.

Главным самолетом российского авиапарка, по версии Минтранса, станет модернизированный Ту-214. «У Ту-214 есть очень понятная ниша — этот самолет выполнял прямые беспосадочные рейсы из Москвы в Хабаровск, — объясняет исполнительный директор агентства “АвиаПорт” Олег Пантелеев. — Серийное производство самолета освоено, он сертифицирован — можно стартовать. Запустить производство Ту-214 на фоне других проектов быстрее и проще. Перекладка кабельной сети с использованием современных конструкторских решений, замена салона и кабины позволит снизить массу конструкции и взять на борт больше топлива, что обеспечит возможность полета на большее расстояние. То есть у этого самолета — очень большой потенциал при немногих доработках». Для создания модели, предназначенной к более долгим перелетам, можно использовать модификацию Ту-204СМ. В дальнейшем, по мнению Пантелеева, ставку следует делать на самолет нового поколения, МС-21, производство которого обещали начать в 2024 году.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах