Нефтяной стратег Bloomberg Джулиан Ли предложил отменить потолок цен на российскую нефть, поскольку эта часть санкций перестала работать. Тогда танкеры западных компаний снова смогут перевозить топливо из России, а старые суда из теневого флота можно будет разрезать на металлолом, пока из-за них в Средиземном море не произошла экологическая катастрофа, пишет он.
Что не так с этой идеей, в интервью aif.ru рассказал аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
Сергей Болотов, aif.ru: — Игорь Валерьевич, неужели на Западе разочаровались в собственных санкциях против нашей страны и захотели их отменить?
Игорь Юшков: — Не стоит спешить с выводами. Джулиан Ли в своей статье на сайте Bloomberg с подчеркнутым сожалением предлагает отменить ценовой потолок для российской нефти, и приводит интересные аргументы. Он говорит, что эти ограничения больше не вредят доходам Москвы, но повышают экологические риски, так как танкеры, которые перегружают друг другу прямо в море нефть, чтобы замести следы, слишком старые. Дескать, эти русские могут устроить нам экологическую катастрофу прямо посреди Европы, заливая свою нефть в любой ржавый дуршлаг.
Автор там прямо пишет, что отменить ценовой потолок нужно еще и затем, чтобы танкеры западных компаний с нормальной страховкой снова начали возить российское топливо и получать за это деньги. А те отслужившие свой век суда, которые используются в качестве теневого флота, следует поскорее разрезать на металлолом. И было бы замечательно, если бы российские перевозчики в итоге напрасно заплатили за них миллиарды долларов. Мне не кажется, что подобные идеи могут вселять в нас оптимизм.
Нет никаких гарантий, что ценовой полоток не вернут после того, как Россия останется без теневого флота. Делать так нельзя ни в коем случае. Наоборот, лучше платить за перевозку нефти дружественным России компаниям, а не европейским и американским, которые эти деньги потом тратят на поставки оружия или каким-то иным способом поворачивают против нас. Опять же, тот передел на рынке страхования морских грузоперевозок, который начался из-за санкций против России, бьет по интересам Великобритании. Она была ведущим игроком на этой части страхового рынка и сейчас теряет свои позиции.
— Могут ли в таком случае США устроить провокацию, затопив один из таких танкеров где-нибудь у берегов Греции? Ведь не постеснялись же они взорвать «Северный поток-2».
— США были прямо заинтересованы в том, чтобы цена на газ в результате взрыва «Северного потока» выросла, потому что они стремились убрать с европейского рынка дешевый трубопроводный российский газ и продать европейцам свой американский дорогой сжиженный газ. Заодно они показали Германии, что пути назад нет, что Берлин не должен пытаться наладить отношения с Москвой, а вместо этого должен помогать Киеву. Там мотивы совершенно понятны, а здесь все не так очевидно.
Если в Средиземном море затонет танкер с нефтью из России, то в рамках информационной борьбы это, конечно, будет использовано против нашей страны. Хотя сами эти танкеры могут быть юридически никак не связаны с Россией. Допустим, это произошло, в мире развернулась мощная кампания против российской нефтяной отрасли и Запад добился полного эмбарго, что тогда? Тогда цены на нефть, которые уже и так подбираются к 100 долларам за баррель, уйдут еще выше и тем самым разгонят инфляцию в США и во многих других странах.
Мне представляется, что в Вашингтоне сейчас заинтересованы в том, чтобы снизить цены на нефть и ограничить инфляцию у себя в стране, поэтому добиваться запрета на торговлю российской нефтью они не станут. Если поставки из России остановятся, это будет шок и нефтяной кризис. А значит, устраивать подобную провокацию, взрывать или топить танкер, смысла нет. К тому же, сами европейцы будут резко против такого сценария. Скорее они предпочтут просто забыть о ценовом потолке, чтобы российская нефть и дальше поступала на мировой рынок и не давала ценам уйти слишком высоко.
— Действительно ли теневой флот России состоит сплошь из старых ржавых танкеров?
— Вовсе нет, но точных данных нам с вами никто не предоставит. К тому же не совсем правильно назвать теневой флот российским. Он существовал задолго до событий 2022 года, обслуживал в основном Иран и Венесуэлу, которые попали под западные санкции раньше. Конечно, состав этого теневого флота во второй половине прошлого года был сильно расширен, потому что Россия экспортирует нефти больше, чем Иран и Венесуэла вместе взятые.
Скупили все, что продавалось, сотни танкеров, в том числе старых, потому что их проще приобрести, чем новые. Их купили не на помойке, и никто не собирается сдавать подержанные танкеры на металлолом. Но это не значит, что этим занимается только российский бизнес. Перевозить российскую нефть выгодно, она продается со скидкой, а вознаграждение перевозчика выше, чем обычно. Прибыль сама по себе является достаточным мотивом.
В Bloomberg ведь пишут, что около 40% судов, перевозящих нефть из российских портов на Балтике и Черном море, принадлежат компаниям из стран, которые обязались соблюдать ценовой потолок. То есть сам Запад и его союзники ради наживы нарушают свои же санкции против России. И они возят на тех судах, что у них есть, это могут быть и практически новые танкеры. Это не опаснее, чем перевозка любой другой нефти. Кстати, это еще одна причина забыть про ценовой потолок.
— Фактически на Западе признали, что ценовой потолок не сработал. Почему это произошло?
— Когда в США и Европе запрещалось все, связанное с Россией, местные компании стали отказываться от договоров с российскими контрагентами, даже если их деятельность не подпадала под санкции. Это коснулось, в том числе, услуг морских перевозок. Перевозить нефть, купленную по цене ниже потолка, было можно, но западный бизнес на всякий случай делать это перестал. В результате поставки стали серыми, контролировать их стало гораздо сложнее, чем если бы перевозками занимались «в белую». Все быстро научились обходить ограничения.
Конечно, у этого была своя цена. В первые месяцы после введения ценового потолка скидки на российскую нефть доходили до 35 долларов за баррель, чтобы компенсировать перевозчикам риски. Но чем дальше и больше становился объем таких перевозок, тем меньше были издержки. Многие захотели заработать, и в итоге скидку на российскую нефть удалось снизить примерно до 10 долларов за баррель по сравнению с эталонной маркой Brent. Что касается покупателей, то они тоже нашлись, в основном это Китай и Индия. Они берут и для себя, и на перепродажу.
— Что будет дальше с ценами на нефть и нефтегазовыми доходами России?
— Все будет зависеть от ситуации на глобальном рынке и состояния экономик крупнейших покупателей нефти, в том числе Китая, это сложно прогнозировать. Если кризисных явлений не будет, то Россия, Саудовская Аравия и другие нефтедобывающие страны станут постепенно отказываться от тех обязательств по сокращению добычи, которые они на себя взяли для поддержки цен.
Россию устраивает текущий ценовой коридор 80-90 долларов за баррель в среднем за месяц. Более высокие цены, от 100 долларов за баррель и выше, обычно отпугивают покупателей. Так что, я думаю, наша страна будет зарабатывать не столько от цены, сколько от объема экспорта. Это позволит пополнить бюджет дополнительными доходами.