Впервые с декабря 2022 года, когда был введен ценовой потолок в 60 долларов за баррель, Россия начала продавать свою нефть дороже установленного предела, пишет американская The Wall Street Journal (WSJ). Публикация совпала с запретом ЕС на заход в свои морские порты танкерам, подозреваемым в перевозке российской нефти, проданной по цене выше 60 долларов за баррель. «Информационное поле стало одним из инструментов в экономической и политической войне, — напоминает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Леонид Крутаков. — Контроль над общественным мнением очень важен, поэтому очевидно, что публикация в WSJ появилась именно сейчас далеко не случайно».
Россия сумела переориентировать нефтяные поставки на новые рынки, в 1-м квартале 2023 года наш экспорт, по оценке Международного энергетического агентства, достиг уровня 2020 года. Мы нарастили отгрузки в Индию, Китай, Турцию, африканские, латиноамериканские и ближневосточные страны. Например, мартовские поставки в Индию составили 2,14 млн баррелей в сутки, что в 4,6 раза больше, чем в этот же период 2022 года. Сначала мы продавали «черное золото» с большими скидками, до 30-35 долларов за 1 баррель, но, ввиду высокой востребованности российской нефти на мировом рынке, сейчас дисконты на марку Urals практически отсутствуют.
Такой сценарий развития ситуации не вписывается в антироссийскую санкционную политику. Мы защищаем свои интересы, на Западе считают, что, по выражению WSJ, «Россия бросает вызов санкциям». «США не хотят убрать российскую нефть с рынка, — объясняет Леонид Крутаков. — Они хотят пересмотреть контролирующие механизмы, в том числе и ценовые, в свою пользу. Политические попытки американцев модерировать энергорынок провалились, это видно хотя бы по действиям ОПЕК+, теперь они усилили давление на Европу, что и отразилось в запрете подозреваемым в уклонении от санкций танкерам заходить в морские порты ЕС. В результате усилится переориентация российских поставок в Азию, а Европа окажется в зависимости от Ближнего Востока, где все еще велико влияние США, и от поставок через Суэцкий канал, где сильны позиции британцев».
Для России, конечно, европейский рынок более интересный, как минимум из логистических соображений, морской путь до Роттердама или Сицилии гораздо короче, чем до Индии или Китая. «Но происходит переформатирование глобального рынка», — указывает Леонид Крутаков. «Формируются сферы большой Азии и большого Запада, и мы будем работать в комфортной для себя зоне доверия», — заключил эксперт.