Примерное время чтения: 6 минут
15679

Восемнадцатая пятилетка. Когда строили больше – в позднем СССР или сейчас?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. Не попасться на крючок мошенников 05/11/2020
17 августа 2020. Автомобильный мост через Амур между Благовещенском и китайским Хэйхе.
17 августа 2020. Автомобильный мост через Амур между Благовещенском и китайским Хэйхе. / Максим Блинов / РИА Новости

«Бездарно проедаем советское наследие», «За 29 лет не построено ни одного завода», – твердят критики сегодняшней России. А что на самом деле? Неужто и впрямь нам нечем гордиться? 

Новые проекты в СССР часто стремились завершить к ноябрьским праздникам. Ко Дню народного единства, отмечаемому 4 ноября, «АиФ» сопоставил проекты двух пятилеток – одной из советских и нынешней, завершающейся в 2020 г.

Время первых

Если бы Советский Союз не исчез, то период с 2016 по 2020 г. мог бы стать его «18-й пятилеткой». Для сравнения с ней мы взяли 11-ю пятилетку (1981–1985), предпоследнюю в СССР. Страна тогда ещё жила стабильно, но нам уже были объявлены санкции за Афганистан, и экономике требовался рывок. Всё это похоже на нынешнюю Россию. Но проб­лемы, с которыми сталкивается страна, решаются теперь по-другому. И перспективы у неё тоже другие.

Самые крупные стройки идут сегодня в основном в тех же отраслях, что и 35 лет назад, – энергетике, химии, металлургии, дорожно-транспортной сфере (см. инфографику). Масштаб их не меньше. И символическим образом именно в по­следние годы были завершены проекты, задуманные ещё при СССР. Это, конечно, Крымский мост, разные варианты которого прорабатывались ещё с 1940-х гг. и которые из-за нехватки средств долго не удавалось осуществить. Это продолжение БАМа – Амуро-Якутская магистраль, строительство которой тянулось с 1985 г. Первый пассажирский поезд пришёл под Якутск в июле прошлого года. И это не конечная точка маршрута: в РЖД заявили, что к 2035 г. планируют проложить рельсы до Магадана.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения 

К ряду проектов «18-й пятилетки» применимо слово «впервые».

Первой в мире плавучей АЭС стала станция «Академик Ломоносов». С прошлого года она снабжает электроэнергией и теплом Чукотку.

Первый в истории пограничный мост через Амур построен под Благовещенском. Регулярное автомобильное движение по нему начнётся в ноябре, а в 2022 г. в Еврейской АО заработает ещё и железнодорожный переход через речную границу. По этим мостам пойдут товары, которыми Россия обменивается со своим главным торговым партнёром – Китаем.

В конце 2017 г. начались первые поставки в Европу российского сжиженного природного газа, произведённого на новом заводе «Ямал СПГ». Сегодня Россия успешно конкурирует на европейском рынке СПГ с США и Катаром, а свою долю на мировом рынке к 2025 г. намерена увеличить до 25%. Это позволит ей остаться ведущей газовой державой в ситуации, когда СПГ начинает теснить на рынках традиционное трубопроводное топливо.

«Главные экспортные товары России те же, что в 1980-е, – углеводороды, металлы, лес. Но принципиально новое то, что сегодня массово создаются перерабатывающие производства и на мировой рынок поступает всё больше российского полиэтилена, сортового проката, древесных плит, разнообразной готовой продукции», – обращает внимание директор Института нового общества Василий Колташов.

Размах строительства

«С начала 2016 г. в России вступили в строй 1300 производств. Это и заводы, по­строенные с нуля, и новые цеха или комплексы на действующих предприятиях. Среди них 250 крупных, стоивших больше 1 млрд руб., – оценивает масштабы промышленного строительства главный редактор проекта «Сделано у нас» Роман Ковригин. – Чаще всего новые проекты стартуют в машиностроении и металлообработке, фармацевтике, переработке пищевого сырья, выпуске стройматериалов. А самые крупные – с инвестициями от 100 млрд руб. – запускаются в области переработки минерального сырья и судостроения. Среди строек, которые идут буквально сейчас, мы насчитали таких 19. При этом важно, что в процессе создания перерабатывающих гигантов создаются и производства, выпускающие для них оборудование».

Супергигантов нет среди пусковых объектов 2020 г. Но перечень последних как нель­зя лучше показывает новые направления, в которых развивается российская промышленность. В сентябре в столичном Зеленограде открылся завод «Биокад», который будет выпускать 40 препаратов для лечения онкологии и лекарства от других опасных болезней. В октябре под Калининградом начала работать фабрика «Обсервер», специализирующаяся на изготовлении технических средств для инвалидов-колясочников, включая такие уникальные, как коляски, умеющие ходить по ступенькам. А в Липецкой области месяц назад вступил в строй крупнейший в Европе завод по производству средств защиты растений. Все эти новые предприятия выпускают продукцию, в обеспечении людей и бизнеса которой наша страна сильно зависит от импорта. Теперь эта зависимость снизится.

Рекорды села

Самые впечатляющие достижения современной России – в сельском хозяйстве, считавшемся главной проблемой всех советских пятилеток. Продовольственная программа, принятая в последние годы СССР, бесславно провалилась. В 1985 г. нашей тогда ещё единой стране пришлось импортировать 21 млн тонн пшеницы. Но теперь урожаи такие, что хватает и себе, и другим. За последние 5 лет РФ 4 раза выходила на 1-е место в мире по пшеничному экспорту. Стабильно наше 2-е место по сбору подсолнечника и экспорту подсолнечного масла. С 2015 г. мы первые по сбору сахарной свёклы и по итогам текущего экспортного сезона должны впервые войти в десятку главных экспортёров сахара.

Наращивает Россия и по­ставки за рубеж мяса – в страны СНГ, Китай, Вьетнам, Саудовскую Аравию. В ответ на рост животноводства множатся предприятия по производству кормов и переработке сельхозсырья. При этом в АПК по­шли современные технологии: роботизированные молочные фермы работают в нескольких регионах, а «Ростсельмаш» испытывает на полях беспилотный комбайн.

Цепочки развития

«Две последние пятилетки, выпавшие на 1980-е, советская экономика деградировала. Рост по инерции ещё шёл, но развития не было. Сегодня развитие идёт, и больше шансов на успех, даже несмотря на кризисы и антироссийские санкции, – уверен В. Колташов. – Нам предстоит ещё восстановить машиностроение и приборостроение. Но это неизбежно произойдёт после того, как начнётся сооружение высокоскоростных железных дорог, которые по­требуют огромного количества отечественной техники и электроники. Уже идущее восстановление животноводства повлечёт восстановление кожевенной и обувной промышленности. Запрет на экспорт круглой древесины, который вступит в силу с 2022 г., простимулирует деревообработку и производство деревообрабатывающих станков. Такие цепочки будут выстраиваться в самых разных отраслях. У России есть главный ресурс для этого – разнообразное собственное сырьё. Сырьевое проклятие, о котором часто вспоминают, объясняя трудности российской экономики, – это миф. Никакой ресурс не бывает проклятием, если им правильно пользоваться. И к этому всё идёт».

Оцените материал
Оставить комментарий (12)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах